15-16 марта 1918 года в Лондоне
состоялась очередная конференция стран Антанты. На этот раз одним из главных
вопросов, которые предстояло решить, был вопрос вторжения на территорию
недавнего союзника – России.
Надо заметить, что с обсуждением и
документальным закреплением решения военные лидеры Антанты несколько
подзадержались. В реальности вторжение на территорию, входившую до конца 1917
года в российские пределы, первыми
совершили недавние союзники румыны еще в январе 1918 года в Молдавии. Первая
перестрелка между солдатами «старой русской армии» и румынской произошла на
железнодорожной станции Кишинева 6 января. Через два дня румыны форсировали
реку Прут, отделяющую современную Молдавию от Румынии, но были отброшены.
Однако, упрямые экс-союзники, обязанные России всем после тотального поражения
от германско-австрийско-болгарских сил в 1916 году, 28 января захватили
Кишинев.
В дельте Дуная развернулись бои между румынскими и российскими
кораблями вокруг Вилково. Бендеры были взяты румынскими войсками 7 февраля. Тогда
же начались бои между отрядами красной гвардии и румынскими кадровыми частями
на Днестре. После заключения Брест-Литовского мира румынские власти официально
заверили, что в течение двух месяцев выведут войска из Бессарабии Восточной
Молдавии). Однако, не подумали это делать. Ситуация в марте-апреле выглядела
сюрреалистично. На Украине наступали германцы и австрийцы, а в Молдавии и южном
уголке Украины недалеко от Одессы их противники румыны. Причем, враги двигались
в одном направлении – на восток. Именно румынские части оккупировали украинский
городок румыны Белгород-Днестровский. 9 апреля 1918 года Румыния аннексировала
Бессарабию (Молдавию), которая формально в состав России не входила с января
1918 года, когда там была провозглашена независимая Молдавская демократическая
республика.
Но впереди паровоза бежали не только румыны. 6 марта в
Мурманске с борта линейного корабля «Глори» высадился десант английской пехоты
в составе 176 человек при двух орудиях. Это было сделано с согласия местного
совдепа, возглавляемого неким Алексеем Юрьевым. Тот, посоветовавшись с
завершавшим работу на посту народного комиссара по иностранным делам Львом
Бронштейном (Троцким), заключил договор с британским контр-адмиралом Томасом
Кемпом. Договор включал четыре пункта. Первый: высшая власть в пределах Мурманского района
принадлежит Мурманскому Совдепу. Второй: высшее командование всеми вооруженными
силами района принадлежит под верховенством совдепа Мурманскому военному совету
из 3 лиц — одного по назначению Советской власти и по одному от англичан и
французов. Третий: англичане и французы не вмешиваются во внутреннее управление
районом: о всех решениях совдепа, имеющих общее значение, они осведомляются
совдепом в тех формах, какие по обстоятельствам дела будут признаны нужными.
Четвертый: союзники принимают на себя заботу о снабжении края необходимыми
запасами.
Надо заметить, что предложение о защите Мурманска и
стратегической железной дороги, ведущей от незамерзающего порта в центральную
Россию, поступило от британцев, но до заключения Брест-Литовского мира 3 марта
1918 года. А вот 6 марта союзники по Антанте фактически союзниками уже не
являлись, так как Россия официально вышла из войны. Впрочем, тут на первое
место выходит казуистика международного права. Брест-Литовский мирный договор
был ратифицирован IV чрезвычайным Всероссийским съездом советов 16 марта. И при
желании можно посчитать, что скрупулезные британцы вкупе с французами
продолжали выполнение союзнических обязательств перед Россией, приняв участие в
защите Мурманска от потенциальных германских атак.
На самом деле и в Мурманске, и в Петрограде одобрили
появление британских морпехов по той причине, что опасались наступления так
называемых белофиннов. В отделившейся от России Финляндии тоже бушевали
страсти. Местные большевики сражались в теми, кто стоял за капиталистическое
развитие страны. Если красные финны контролировали юг страны, то белые как раз
север. И вполне могли рвануть на Мурманск, учитывая, сколько военного запаса
находилась на тамошних складах.
Так или иначе, но британские десантники обосновались в
Мурманске, а на рейде обосновались с 8 марта английский броненосный крейсер
«Кокрейн» (вооружение: шесть 234-мм, четыре
190-мм и двадцать шесть 47-мм орудий, три 457-мм торпедных аппарата), с 18
марта - французский крейсер «Адмирал Об» (вооружение: 194-мм пушки,
14-140-мм, 16-47-мм пушек, 2 минных аппарата). Короче говоря, мало не покажется. Кроме того, из
документов не ясно, покинул ли порт британский линкор «Глори» (вооружение: 4
-305‑мм орудия, 12 -152‑мм, 12 -76‑мм, 10 - 47‑мм, 2 торпедных аппарата).
Довелось ли союзникам сражаться с противником на русской
территории? Как ни странно, они были не против. В марте в Финляндии появились
германские войска, и белофинны осмелели. Первая попытка сразиться с ними была
осуществлена в середине марта. Границу перешел отряд красных финнов, выбитый с
родной земли. Его командир сообщил о неминуемом вторжении белофиннов в русскую
Карелию. Мурманский военный совет принял решение превратить паровоз и несколько
платформ в так называемый блиндированный поезд. Команду защищали мешки с песком
на платформах, а противнику поезд мог угрожать четырьмя 47-мм орудиями, снятыми
с крейсера «Кокрейн». Экипаж составили французские артиллеристы, мурманские
красногвардейцы и британские морпехи. Поезд прокатился до Кандалакши, но
противника не встретил и вернулся в Мурманск. До стрельбы дошло только в первых
числах мая. 35 английских морпехов в составе красноармейского отряда дрались
против белофиннов под Печенгой.
О дальнейших событиях, происходивших в рамках интервенции на
русском Севере – в свое время. А пока перенесемся на Дальний Восток, который не
давал покоя американцам и японцам. Так, например, 25 марта японцы и китайцы
обменялись нотами на тему военной кооперации, из которой следовало, что в связи
с проникновением «враждебного влияния на русскую территорию, угрожающего общему
миру и безопасности Дальнего Востока, правительства китайское и японское
безотлагательно совместно обсудят меры, имеющие быть принятыми с целью овладеть
требованиями положения и принять свою долю участия в деле союзников по ведению
настоящей войны». И вскоре обсудили.
Цели были поставлены еще конкретнее. Изгнать из двух «сибирских провинций» -
Забайкальской и Амурской «германские и австрийские силы такие, которые могли бы
оказать им содействие». Все кому ни лень искали существующие или надуманные
предлоги, лишь бы залезть на русские земли и поживиться.
Японские боевые корабли стали появляться во владивостокской
бухте Золотой Рог, начиная с декабря 1917 года. Есть фотографии,
зафиксировавшие, например, броненосец «Ивами» (бывший русский броненосец
«Орел»), пришедший во Владивосток 25 января 1918-го. Понятно, что без
вездесущих британцев и тут не обошлось. Двумя днями позже бросил якорь
английский броненосный крейсер «Саффолк». И все – без приглашения.
Не отставали американцы. За океаном верно рассудили, что
контроль над Сибирью и Дальним Востоком зависит от того, кто контролирует
Транссибирскую железную дорогу (Транссиб). Об этом в США говорили открыто, а их
представитель в Верховном совете Антанты заявил 18 февраля 1918 года о
привлечении Японии к оккупации Транссиба. Заметьте, в день начала германского и
австрийского наступления на Восточном фронте и за две недели до подписания
Брест-Литовского мира! Иными словами,
Россия еще воевала с немцами, еще была союзником по Антанте, а там ее уже вовсю
делили «братья по оружию».
Контроль над Транссибом решили взять оригинальным способом.
Еще при Временном правительстве. В Штатах был сформирован «Русский
железнодорожный корпус» - военное подразделение, «состоящее из железнодорожных
диспетчеров, интендантов и суперинтендантов, начальников поездов, механиков и
специалистов по телефонной связи…с целью обучения русских тому, как работают
американцы». Из 363 человек, отплывших 19 ноября 1917 года на пароходе «Томас»
из Сан-Франциско во Владивосток 288 были военнослужащими. Другое дело, что
американские военные железнодорожники оказались в России не в лучшие для них
дни. Бурлила революция. И корпус был отправлен в японский Нагасаки. Впрочем, до
России он все-таки добрался. В августе 1918 года.
Михаил
БЫКОВ,