Забытые страницы Великой войны
Первый солдатский бунт в Петрограде
Офицеры запасного 181 пехотного полка

30 октября в Петрограде началась очередная забастовка, в которой приняли участие более 27 тысяч рабочих. Но эта стачка стала особенной. Впервые на стороне рабочих выступили солдаты Петроградского гарнизона.
Именно таким – вовсе не героическим – образом вошел в историю I Мировой войны 181-й запасный пехотный полк. Для начала – что представляли из себя запасные пехотные полки во время ПМВ? Положение о  запасных  батальонах пехоты, утвержденное 15 августа 1913 года, зафиксировало следующую организацию  запасных пехотных  войск:  запасные  батальоны формировались в период мобилизации при пехотных   полках, а в случае необходимости – при управлениях уездных воинских начальников, имели общую нумерацию. 

Части, формируемые при Сибирских стрелковых полках, имели особую нумерацию, гвардейские – носили наименования своих полков. Запасные батальоны одного корпуса сводились в бригаду. Начальник бригады подчинялся командующему армией или войскам округа, имел права начальника дивизии. Сформированные с началом ПМВ запасные пехотные батальоны в 1916-1917 годах были развернуты в запасные полки. Запасные батальоны гвардейских полков в июле 1917 года переформированы в резервные полки. Запасные войска расформированы в 1918 году.

   Сампсониевский проспект. Открытка начала ХХ века
 
Осенью 1916 года 181-й запасный пехотный полк стоял в Петрограде, на Выборгской стороне, в казармах на Большом Сампсониевском проспекте неподалеку от казарм лейб-гвардии Московского пехотного полка и насчитывал до 12 000 солдат. На Выборгской стороне находилось много крупных предприятий. 30 октября вспыхнул митинг на механическом заводе «Новый Лесснер» и мгновенно перекинулся на инструментальный цех акционерного общества «Русский Рено». Забастовкой в полном смысле слова этот публичный акт еще не являлся, но властям было ясно, что дело идет к масштабной стачке. Позже расследование показало, что в митинге приняли пассивное участие солдаты 181-го запасного полка. В основном, призванные на службу петроградцы. В исследованиях советского периода говорится о том, что солдаты чуть ли не с первых минут конфликта между митингующими и прибывшими разогнать митинг жандармами встали на сторону рабочих,  открыли стрельбу. На самом деле события развивались несколько иначе.
Узнав о начавшемся митинге, туда поспешил командир 181-го запасного полка полковник Волоткевич. Задача-минимум: увести с митинга своих солдат, задача-максимум – остановить сам процесс. Ни то, ни другое ему не удалось. И тогда полковник приказал командиру учебной команды капитану Сафонову навести порядок силой. Капитан Сафонов исполнить приказ не сумел. Заменить его вызвался командир 15-й роты штабс-капитан Ивашкевич, известный в полку сверхжестким отношением к любым проявлениям вольницы не только среди гражданских, но и среди собственных подчиненных. Взяв часть солдат своей роты, Ивашкевич отправился к месту событий, но митинг к тому времени уже закончился, и разгонять оказалось некого. По воспоминаниям одного из солдат роты, на обратном пути в казармы штабс-капитан приказал задерживать всех встреченных гражданских лиц. После короткого допроса людей отпускали, но по приказу Ивашкевича на спине мелом помечали «Козел!».

Офицеры Лейб - Гвардии Московского полка

Опять-таки согласно трактовке событий в советское время, митинг рассосался не сам собой, а только после того, как рабочих разогнала команда солдат, прибывшая из лейб-гвардии Московского полка. Но процедура  якобы растянулась на 2 часа, в течение которых рабочие вместе с солдатами 181-го запасного полка оказали стойкое сопротивление. В это утверждение верится с трудом, так как солдаты-запасники, оказавшиеся на митинге, вооружены не были. В отличие от запасных Московского полка. С другой стороны, скоротечный конфликт имел место быть, в противном случае не были бы применены столь жесткие дисциплинарные меры к солдатам-забастовщикам и 181-му полку в целом.

На следующий день полк был выведен из казарм на площадь и построен так, что каждый солдат был на виду. Группа офицеров во главе с командиром полка обошли все шеренги, выявляя участников рабочего митинга. Всего было арестовано от 130 до 150 солдат, которых тут же грузовиками отправляли на городскую гауптвахту. Спустя несколько дней по приговору военно-полевого суда солдаты были расстреляны.
Вот что писал в связи с этими событиями в официальном письме, адресованном министру внутренних дел Александру Протопопову начальник Петроградского военного округа генерал-лейтенант Сергей Хабалов: «Директор департамента полиции обратился ко мне с письмом от 25 сего октября за № 110080 (старый стиль), в котором сообщает, что, по слухам, петроградские рабочие с целью выразить протест против предания военному суду виновных в буйстве нижних чинов 181-го пехотного запасного полка, готовятся будто бы объявить общую забастовку и совместно с рядовыми означенного полка, рассчитывающими на поддержку и некоторых других расположенных в окрестностях столицы воинских частей, намереваются якобы проявить активное выступление. Сообщая о сем, директор департамента полиции, ссылаясь на то, что казармы 181-го пехотного запасного полка расположены в рабочем районе, и что это обстоятельство несомненно более всего способствует нежелательному сближению солдат с рабочими, по поручению вашего превосходительства просит о переводе упомянутого полка из настоящего места его расквартирования в какое-либо иное, не находящееся в непосредственной близости с фабриками и заводами помещение. По настоящему вопросу считаю необходимым высказать, что при настоящем переполнении войсковыми частями как Петрограда и его окрестностей, так и других пунктов округа и при полнейшем отсутствии соответствующих помещений, пригодных для размещения 181-го пехотного запасного полка, численность которого превышает 12 000 нижних чинов, перевод этого полка ныне же в другое место является совершенно невыполнимым, особенно принимая во внимание существующие в этом полку эпидемии сыпного и возвратного тифа. В ближайшем же будущем, при переводах войск из Петрограда с целью разгрузки столицы от избытка населения, 181-й пехотный запасный полк будет первым переведен из Петрограда. Вместе с сим считаю долгом добавить, что агентурные сведения о настроении нижних чинов названного полка по имеющимся у меня сведениям не соответствуют действительности».

Город Галич, Шемякина гора. Фото первой четверти XX века

Причину, по которой начались волнения в среде рабочих 30 октября, четко сформулировал директор Департамента полиции Алексей Васильев: во всех без исключения донесениях главной причиной «озлобления масс» называется «чудовищно растущая дороговизна». Указывалось, что в Москве и Петрограде «оппозиционность настроений» намного превосходит уровень 1905 года, и что, если обстоятельства не изменятся, то в обоих городах «могут вспыхнуть крупные беспорядки чисто стихийного характера». Не решился сформулировать Алексей Тихонович причину другой проблемы: почему солдаты выступили на стороне бастующих рабочих? К концу 1916 года эта проблема была очевидна для многих, в том числе и для императора Николая II. Он ее несколько раз высказывал во время встреч с военачальниками, но «продавить» решение так и не смог. Саботаж среди высшего генералитета уже взял старт. А сама проблема заключалась в том, что в Петрограде, Москве и других крупных городах сконцентрировалось значительное количество запасных частей, численный состав каждой из которых заметно превосходил штатный состав боевых полков. Ощущалась нехватка во всем: в количестве офицеров, в возможностях полноценных занятий, в жилых помещениях и т.д. Если без обиняков, то солдаты-запасники попросту дурели от казарменной жизни военного времени. Если в мирное время гарнизон Петрограда насчитывал порядка  40 000 человек, то  в конце 1916 года он вырос вчетверо. Роты запасных батальонов включали до 1 000 человек, а то и больше. Некоторые запасные батальоны насчитывали до 25 000. Гарнизон Петрограда состоял из 160 000 запасных.
Октябрьская репетиция Февральской революции, как назвали впоследствии историки начавшиеся 30 октября стачки, растянувшиеся на несколько дней, привела лишь к локальным мерам. 181-й запасный пехотный полк, уполовиненный по составу, был передислоцирован из Петрограда в уездный город Костромской губернии Галич. 6 000 солдат-запасников прибыло в городок, в котором по данным на 1913 года проживало 7 400 человек…

Михаил БЫКОВ,
специально для «Почты полевой»
19 декабря 2016 00:00 1850
0
0