Забытые страницы Великой войны
Мины победили флотилию
Адмирал 
Николай Оттович фон Эссен

1916 год на Балтийском море выдался относительно спокойным. Не было морских сражений, рейдов и даже редких лобовых стычек. Зато случился бой, в котором, не видя противника, в ночь с 10 на 11 ноября немцы потеряли флотилию современных эскадренных миноносцев.
В 1910 году на должность начальника действующего флота Балтийского моря был назначен вице-адмирал Николай фон Эссен. Далее, вплоть до начала I Мировой войны, его должности именовались не менее странно, но летом 1914 года все обрело должный порядок: Эссен был произведен в полные адмиралы и стал командующим Балтийским флотом. Один из лучших русских адмиралов начала ХХ века прекрасно понимал, что война с германцами неизбежна и что Балтийский флот явно уступает в силе флоту немецкому. Поэтому главной задачей считал сделать все, чтобы не подпустить германские линкоры и крейсера к Финскому заливу и уж тем более – к Кронштадту и Петербургу.
Так как изначально не предполагалось, что Балтийский флот будет вести атакующие действия в собственно Балтийском и уж тем более в Северном море, требовалось построить морскую оборонительную линию на подходах к Финскому заливу, что и было сделано. Германия объявила войну России 1 августа 1914 года, после чего тут же последовал манифест императора Николая I о вступлении в войну. Но еще 31 июля начальник отряда минных заградителей контр-адмирал Василий Канин доложил Эссену: «Согласно приказу «Ладога», «Нарова», «Амур» и «Енисей» (минные заградители) выставили 2119 мин всех трех видов в восемь линий с углублением 4,9 м и с интервалом 45–85 м. Работа проведена за 4 часа 25 минут». Так, с подачи Эссена началась минная война на Балтике. И крайне успешная война для русского флота.

Николай II и адмирал Эссен (в центре) с офицерами Балтийского флота. Пятый слева стоит Колчак. Крейсер «Россия», 25 февраля 1915 года

Адмирал Эссен ушел из жизни от крупозного воспаления легких 7 мая 1915 года. Это была огромная потеря для русского флота. Но задел, который был обеспечен Николаем Оттовичем в первые месяцы войны, приносил пользу и после его скоропостижного ухода. Один из примеров тому –   история, случившаяся с 10-й флотилией германских эсминцев новейших конструкций, построенных в 1914-1916 годах.
 
В течение 1916 года Балтийский флот продолжал проводить в жизнь минную стратегию Эссена и поставил в общей сложности около 6 тысяч мин в водах Ботнического залива, вокруг острова Даго (ныне – Хийумаа, Эстония) у входа в Рижский залив, то есть на всей морской линии, отделяющей Балтику от Финского залива. 
Психология на войне так же актуальна, как и в мирной жизни. Коллективная психология – в том числе. Германцы, справедливо полагавшие, что их флот в регионе Балтийского моря на порядок мощнее российского, терпели-терпели да не вытерпели. И в ноябре 1916 года решили пойти на прорыв, рассчитывая миновать русские минные банки и выйти-таки в Финский залив. Для этой задачи в набег была отправлена та самая 10-я флотилия под командованием корветтен-капитана (капитана 2-го ранга) барона фон Витинга под прикрытием трех легких крейсеров и нескольких эсминцев устаревшего типа. 

Миноносец S-56

О дальнейшем рассказал сам фон Витинг, правда, в таких интонациях, что хочется усомниться в психологическом состоянии офицера, потерявшего львиную долю кораблей в бою, в котором противником ему стали русские мины: «Итак, вперед! «Курс – Ost, ход – 21 узел, строй – кильватер», – так гласил мой приказ с наступлением темноты. В бесконечно длинной колонне шли миноносцы за головным S-56. Такой строй был избран, чтобы по возможности предохранить себя от мин. Расстояние между каждым из миноносцев — 300 метров. Сзади видны только 3 миноносца; остальные теряются в темноте. Это неудобно, но ничего не поделаешь, недаром вся линия, от головного S-56 до концевого корабля, растянулась более чем на 3000 метров. В 20.38 передают морзянкой, что задние миноносцы отстали… Наконец по линии с заднего миноносца передают, что один из них подорвался на мине. Это было печальное начало… На V-75 под командирским мостиком взорвалась мина, и кочегарки быстро наполнились водой. На помощь к нему подошел S-57. Вдруг раздался новый страшный взрыв, которым V-75 был разорван на три части. Этим же взрывом на S57 срывает главный паропровод, а вскоре он сам попадает на мину и гибнет. G-89 спасает с обоих миноносцев их экипажи. Между тем флотилия продолжает свой путь 21-узловым ходом. В 10 часов мы с большим трудом открыли остров Оденсхольм (ныне – Осмуссаар, Эстония) и определились, чтобы точно знать свое место. Значит, я могу спокойно продолжать путь с 8 миноносцами. Пусть успех операции вознаградит нас за потерю 2 кораблей.

Но где же неприятель? Или он опять предательски предупрежден о нашем набеге? Ни одного корабля, ни одного дозорного судна, хотя мы уже давно в Финском заливе. Это обидно... Для того, чтобы сделать хоть что-нибудь, я решаю войти в Рогервик (ныне – Палдиски, Эстония) и обстрелять укрепленный Балтийский порт. 5 миноносцев я оставляю перед бухтой, а с G-90, S-59 и S-56 я вхожу в бухту Рогервик. Заграждение, очевидно, поставлено в самой бухте. Осторожно проходя вплотную к форту с восточной стороны, мы подходим к молу на расстояние 600 метров. Ни одного корабля нет. Как это досадно! Что же, остается обстрелять только военные сооружения. Бедный Балтийский порт! Напрасно там чувствуют себя так спокойно за минными заграждениями. Выпущены 162 разрывные гранаты; результат — солдаты и лошади убиты, а военные сооружения превращены в развалины...
Гибель на минах 7 германских эсминцев 

После этого выходим из бухты и, дав 26 узлов, несемся на запад. Там, за минным полем, в условленном месте нас ждут наши легкие крейсера. Чтобы не попасть на то место, где взорвались S-57 и V-75, я немного меняю курс. Вдруг за последним миноносцем нашей колонны блеснули вспышки, и послышался грохот орудий! Итак, неприятель все-таки нас открыл и напал на задние миноносцы! Самый полный ход вперед! Скорее на помощь! В этот момент у второго миноносца поднимается огромный столб воды. Кругом больше ничего не слышно. На самом миноносце — образцовое спокойствие. Проходя мимо G-90, я узнаю подробности несчастья. Оказывается, мина взорвалась под турбинами. Это уже третий миноносец. S-59, подойдя к борту G-90, принимает его команду, а тот тем временем тонет. Не успело еще остыть впечатление от этой потери, как прожектор заднего миноносца, прорезая своими лучами темноту, ночи, начинает сигналить. С отчаянием читаем: «V-72 ММ». Это означает попадание миной. Я подхожу к V-72. У его борта уже стоит V-77, который снимает команду. Довести подорванные миноносцы до порта нечего и думать: они настолько повреждены, что еле держатся на воде. Итак, S-57 и V-75 погибли на пути вперед, а теперь погибли G-90 и V-72. От гордой флотилии остается всего 6 миноносцев. Тем временем G-89 благополучно подошел к крейсерам. Продолжаем путь на запад. Но не успели еще все миноносцы соединиться, как сзади меня снова вспыхивает ужасное «ММ». Это S-58. И этот миноносец так сильно поврежден, что больше не в состоянии держаться на воде. Вдруг опять зажигается прожектор: «ММ»… Уже более часа S-59 перевозит команду S-58… Все это время остальные миноносцы держатся тут же, на минном поле. Наконец S-59 готов и идет за остальными миноносцами. Но не успевает он пройти и тысячи метров, как его постигает та же судьба. Сквозь темноту ночи опять сверкает зловещее «ММ». Теперь уже я сам иду к борту S-59… 
Мины готовы к постановке

Вот я вижу две большие мины плавающие на поверхности, почти рядом с S-59… Эсминец уже имел на себе два лишних состава, а поэтому, когда S-56 пришлось снять с него всех людей, на нем оказалось три лишних комплекта. Всего на нашем борту находилось теперь почти 400 человек… Дальше, дальше на запад с S-56, V-76, V-77 и V-78 со скоростью 27 узлов! Вдруг опять тихий звук взрыва под последним миноносцем, V-76. Высокий столб воды, и «MM». V-77 спасает экипаж, a V-76 тонет. Осталось только 3 миноносца… Удивительным стечением обстоятельств S-56 избежал всех мин, хотя, как флагманский, шел в голове кильватерной колонны. Наконец и с ним произошло несчастье, но, правда, без тяжелых последствий. Неожиданно лопнула одна из труб, и из котлов ушла почти вся вода. Миноносец принужден остановиться. Сейчас же к нему на помощь подходят V-77 и V-78. Они отшвартовываются к бортам и дают воду. Исправление аварии длится почти час. Кругом все еще мины. Наконец мы на чистой воде, заботы о сохранении миноносцев в целости окончены, и навстречу нам идут другие миноносцы. Неприятеля мы так и не видели. Как выяснилось позже, он даже не выходил в море. Но мы сделали все, что могли, и это сознание утешает нас. Война требует жертв. Правда, мы не потопили ни одного неприятельского корабля»…

От сурового наказания фон Витинга спасло то, что, теряя корабли, он умудрился спасти экипажи. Потери составили 18 моряков убитыми и 20 ранеными. План постановки минного заграждения в 1916 году по обороне Финского залива (4000 мин) разработал флаг-капитан по Оперативной части Штаба командующего флотом Балтийского моря князь Михаил Черкасский, за что был награжден орденом св. Владимира III степени. Всего лишь. 

Михаил БЫКОВ,
          специально для «Почты полевой»
21 ноября 2016 00:00 1462
0
0