Забытые страницы Великой войны
Аэропланы на вкус и цвет
Bristol M1C 

Это только кажется, что в Первой мировой войне использовались самолеты всего нескольких типов. На самом деле в небо поднимались машины почти 200 конструкций, включая различные модификации и опытные экземпляры.  
Справедливо ли аэропланы ПМВ называли летающими этажерками? Так ли неуклюжи на земле и беззащитны в небе были первые истребители и бомбардировщики? Например, британский истребитель-моноплан «Бристоль» М-1 «Буллет» («Пуля»)  или германский «Юнкерс» J2 с цельнометаллическим корпусом легко можно спутать с некоторыми типами машин, поднимавшихся спустя четверть века с аэродромов Великой Отечественной. Но обо всем по порядку.
Перед войной авиапарки главных ее будущих участников насчитывали следующее количество машин: Россия – 263 боевых самолета, Германия – 232, Франция – 156, Австро-Венгрия – 65, Великобритания – 60. Вступившая в войну осенью 1914 года Османская империя располагала считанными аппаратами, а присоединившаяся к Антанте в мае 1915 года Италия – 85 машинами. К слову, именно итальянская армия первой в мире использовала самолет во время ведения боевых действий. Это произошло  23 октября 1911 года, когда разгорелась итало-турецкая война за территорию Ливии («Ливийская война», «Триполитанская война»). Кстати, турки тоже успели применить авиацию в бою – во время 1-й Балканской войны. В той же войне на стороне Болгарии первый боевой опыт получили и русские военные летчики-добровольцы.
Если перед Первой мировой войной суммарное количество самолетов достигало числа 806, то к ее окончанию – свыше 10 000. 45 % из них были разведчики, 40 % – истребители, остальные – бомбардировщики. Война вычленила из множества конструкций те типы аэропланов, что лучше других проявили себя в боях. Итак, какими они были, эти боевые воздушные машины?

Lloyd C.V

Начнем с самолетов-разведчиков, появление которых положило начало возникновению военно-воздушных сил. Ведь первоначально у них была единственная функция – наблюдение. Типичным примером может служить аэроплан, разработанный в Австро-Венгрии – «Лойд» C.V. Отсталость монархии Габсбургов стала притчей во языцех. На самом деле на Вену трудилось немало талантливых конструкторов. 

Экипаж «Лойда» – 2 человека (пилот и стрелок-наблюдатель). Размеры: размах крыльев – 11,00 м, длина – 6,85 м, высота – 2,68 м. Вес: пустого самолета – 820 кг, взлетный – 1200 кг. Двигатель: 185 л.с. («Даймлер»), 220 л.с. («Мерседес»). Летные характеристики: максимальная скорость у земли – 178 км/ч, крейсерская – 144 км/ч, практический потолок – 5000 м, продолжительность полета – 250 км. Вооружение: один 8-мм пулемет «Шварцлозе» у стрелка-наблюдателя, такой же, стреляющий по курсу, – у пилота, бомбовый запас – 90 кг.

Уже на испытаниях машина зарекомендовала себя очень хорошо и с началом 1917 года пошла в серию. А первый – испытательный – экземпляр «Лойда» отправился на Восточный фронт. На его счету один сбитый аэроплан. «Лойды», как и большинство самолетов того времени, делали из дерева, шпона и фанеры, обшивка была полотняной. Всего было выпущено 144 машины разных модификаций.

Лучшим разведчиком ПМВ большинство специалистов считает британский «Бристоль» F 2 «Fighter» («Боец», «Воин»). Прототип поднялся в воздух в сентябре 1916 года, а уже в декабре в войска поступили 10 серийных бипланов. К слову, «Бойца» выпускали в течение 10 лет, и к 1927 году из цехов вышло около 5 300 аппаратов.

«Бристоль» F2B (тип 14) – основная серийная модель.  Двигатель на большинстве машин – «Фалькон» III (275 л.с). Вооружение – два 7,7-мм пулемета: синхронный «Виккерс» (боекомплект 973 патрона) и турельный «Льюис» (7 дисков по 97 патронов), иногда дополнительно устанавливался «Льюис» над верхним крылом. Бомбовый запас – 130 кг. Экипаж – 2 человека. Размеры: длина – 7,87 м, высота – 2,97 м, размах крыла – 12 м. Масса (пустого) – 856 кг. Максимальная скорость – 167 км/ч, потолок – 5 185 м, продолжительность полета – около 3 ч.

Morane G

Парадоксально, но в первом бою 5 апреля 1917 года «Файтеры» получили по полной. Из шести самолетов вернулось только два. Но причина была не в качестве машин, а в недостаточной подготовке летчиков для работы с новым аппаратом.

Истребители: французские конструкторы создали отличную машину «Ньюпор», лучшими модификациями которой считались «Ньюпор» 17 и «Ньюпор» 23. Сразу стоит заметить, что за годы войны их выпустили только во Франции 2000 штук. На заводе московской фирмы «Дукс» произвели 500 аппаратов, на других российских предприятиях – еще более 200, в Италии собрали 150. Интересно, что германцам удалось получить полный комплект чертежей этого истребителя, и фирма «Симменс» оправила на фронт 100 истребителей под маркировкой SSW D.I . Это ли не признание заслуг ВПК противника?

Истребитель был полуторапланом, то есть верхняя пара крыльев превосходила по размерам нижнюю. Он был настолько хорош, что на нем с удовольствием воевали не только летчики Франции, но и Англии, Бельгии, Италии. Русские, само собой, тоже. «Ньюпор» 17 появился в действующих авиаотрядах в 1916 году. Экипаж  – 1 человек. Длина – 5,8 м, размах крыльев – 8,3 м, полетный вес – 600 кг, вес пустого самолета – 410 кг, двигатель –  «Рон» в 110 л. с., скорость у земли – 164 км/ч, потолок практический – 5300 м. Продолжительность полета – 2 часа. Вооружение – 1 пулемет 7,62-мм, синхронизированный с винтом. Единственное, в чем «Ньюпоры» уступали своим визави в небе, а именно германским «Альбатросам», так это в огневой мощи.

А на каком самолете летал самый известный русский летчик штабс-капитан Петр Нестеров? До войны – и на «Ньюпоре» 4, и на «Фармане». Но в августе 1914 года, когда Петр Николаевич совершил свой подвиг, протаранив  аэроплан-разведчик «Альбатрос» австрийских ВВС, он управлял самолетом «Моран» G. Этот самолет был создан во Франции на фирме «Моран-Сольнье» в 1912 году. Отличался отменной маневренностью и легкостью в управлении. Серийно различные модификации выпускались во многих странах, в том числе и в России. Это была основная машина истребительной авиации в русском воздушном флоте. К концу войны он располагал более чем 300 «Моранами», что составляло более половины всего авиапарка. Строго говоря, «Моран» G изначально не считался истребителем, а был легким разведывательным самолетом. Если и можно было как-то истребить противника в небе, то только при помощи личного оружия пилота – револьвера или парабеллума. Отсутствие возможности вести огневой бой и послужило причиной тому, что Нестеров принял решение таранить заметно превосходивший в размерах «Альбатрос» с двумя членами экипажа. Однако, вскоре «Мораны» получили пулеметы.

Таран Петра Нестерова

Характеристики аэроплана: мощность мотора –  80-120 л.с. («Моран» G – «Моран» Н), размах крыла – 9,2 м, длина – 7 м, взлетный вес – 658 кг, максимальная скорость – 130-177 км/ч в зависимости от модификации, продолжительность полета – до 3 часов. Потолок у G – 3000 м, у H – 5600. Экипаж – 1 человек.

«Моран» –  это первый самолет, на котором была установлена система, позволявшая летчику стрелять из пулемета через пропеллер. И первым летчиком, испытавшим это устройство, стал французский пилот Ролан Гарро. Тот самый, что известен нам по одному из теннисных турниров «Большого шлема», который проводится в Париже на кортах «Ролан Гарро».

Бомбардировочная авиация – это детище русского конструктора Игоря Сикорского. Это он еще до войны создал самый большой самолет в мире и единственный на тот момент – многомоторный. Первые испытания первого «Ильи Муромца» проходили в мирное время, и конструктор, который до начала войны был единственным летчиком, умевшим управлять этой махиной, рассматривал его скорее как первый пассажирский аэроплан. Первый «Муромец» был способен перевозить до 16 пассажиров. Но едва началась война, четыре построенных «Муромца» были переданы в армию. На подготовку экипажей ушло достаточно времени, и в первый боевой вылет «Муромец» отправился только в феврале 1915 года. За всю ПМВ эскадра бомбардировщиков совершила 400 боевых вылетов, сбросила 65 тонн бомб и уничтожила 12 вражеских истребителей, потеряв при этом лишь один самолёт непосредственно в боях с вражескими истребителями. Еще 6 аппаратов было потеряно от зенитного огня и в результате бомбардировки их аэродрома. 

Характеристики бомбардировщика: длина – до 19 м, размах верхнего крыла – до 31 м, масса пустого самолета – от 3100 до 4800 кг, полного – 4400-7500 (в зависимости от года постройки), продолжительность полета – до 5 часов, потолок – до 3500 м, максимальная скорость – 135 км/ч, двигатели – от 140 до 220 л.с., вооружение – до 8 пулеметов, бомбовый запас –  до 1,5 тонны. Экипаж – от 5 до 8 человек.

На слуху и другие типы самолетов ПМВ. Это британские RAF, французские SPAD и “Вуазены», итальянские «Macchi», германские AEG, «Фоккеры», «Бранденбурги» и уже упоминавшиеся «Альбатросы».

Михаил БЫКОВ,
специально для «Почты полевой»
26 сентября 2016 00:00 871
0
0