Забытые страницы Великой войны
Солдатская табачница от Фаберже
Однажды, в начале 1915 года, знаменитая ювелирная фирма Карла Фаберже получила необычный заказ – изготовить несколько тысяч табачниц из простого металла для солдат, которые сражаются на полях Первой мировой войны. Именно для солдат, а не для офицеров. 

Так штампованные прямоугольные, неприхотливого дизайна табачницы с клеймом Фаберже стали предметом солдатского быта.

В Эрмитаже есть одна из таких солдатских табачниц, изготовленных фирмой Фаберже, и попала она сюда в те времена, когда по решению императора Николая II, в Зимнем Дворце был развёрнут солдатский госпиталь. «Приспособление Зимнего дворца под лазарет» - такую статью поместил «Правительственный Вестник» 6 августа 1915 года. В ней говорилось: «Согласно поступившему в Главное управление Красного креста сообщению, государь Император, осведомившись о недостатке помещений для раненых, всемилостивейше повелеть соизволил предоставить для размещения раненых воинов Императорский Зимний дворец».

Торжественное открытие состоялось 5 октября, в день тезоименинства престолонаследника – цесаревича Алексея Николаевича. Госпиталь был назван его именем, согласно семейному обету – во избавление его от гемофилии.

Самые большие и великолепные парадные залы Зимнего Дворца, такие, как Аван-зал, Николаевский, Фельдмаршалский, Гербовый зал и многие другие, были превращены в палаты. В каждой из палат находилось примерно по 200 тяжелораненых солдат. И поэтому естественно, что повседневная жизнь этого солдатского госпиталя, где ночным медсёстрам приходилось во время дежурств пробегать многие километры, курсируя из палаты в палату, была далека от парадной. Между тем, поскольку госпиталь был абсолютно исключительным явлением для не только российской, но и европейской жизни, он привлёк огромное внимание, и не только представителей Красного Креста, но и членов императорских домов, высших государственных чиновников, политиков разных стран, разных европейских стран. И надо заметить, что появление этих высокопоставленных гостей очень выбивали госпиталь из его повседневного тяжелого ритма, как ритма любой больницы. 

11 октября 1915 года в присутствии императриц Александры Федоровны и Марии Федоровны, представителей высшей российской знати и государственных чиновников госпиталь был освящен.

Сейчас среди большого количества медицинских инструментов — госпитальной утвари, перевязочных материалов, фотографий, рецептов и историй болезни, которые хранятся до сих пор в Государственном Эрмитаже, есть и табачница, солдатская табачница, изготовленная фирмой Фаберже. Она попала сюда изначально, когда госпиталь функционировал ещё в 14-16 годах, и 17-ом году тоже, не как мемориальный экспонат, а как раз как предмет обихода солдат. Ведь во все времена известно, что солдат без табака – это не солдат. Штурмовавшие Зимний Дворец в ночь с 24 на 25 октября 1917 года ворвались отнюдь не в цитадель императорской семьи, не в цитадель дома Романовых. Они ворвались в госпиталь для солдат, тех самых солдат. И в воспоминаниях и персонала, и тех, кто находился в этом госпитале, сохранились впечатления от этого штурма, когда отряды штурмующих врывались просто в палаты, срывали бинты с раненых, ища в них членов Временного правительства. Ведь апартаменты Временного правительства находились неподалёку, просто в других залах…

23 сентября 2015 00:00 1678
0
0