Забытые страницы Великой войны
Чемоданы толстой берты
Один из первых образцов орудия «Большая Берта», готовый к стрельбе

У нас эта сверхмощная пушка известна под именем «Большая Берта». Если же ее название переводить с немецкого языка буквально, то «Dicke Bertha» - это «Толстая Берта» или «Берта-толстушка».

На восточном фронте германцы использовали супермощные пушки только при штурме крепости Осовец в 1915 году, оставленной русской армией в августе этого же года. Широко известен подвиг 13-й роты 226-го пехотного Землянского полка, когда 6 августа 15-го отравленные газами, умирающие от удушья русские солдаты в контратаке опрокинули несколько батальонов немецкого ландвера. Впоследствии за подвигом закрепилось название «Атака мертвецов». 

Но были в продолжавшейся чуть более года обороне Осовца и другие, насколько героические, настолько и уникальные моменты. Под стенами крепости получили серьезные повреждения две «Толстые Берты». Это единственный случай во время Первой мировой войны, когда германское артиллерийское супероружие было наказано противником. О том, как именно это произошло, несколько позже. А пока – о самой «Берте» и ее дальней родственнице – пушке «Колоссаль».

Работы по производству орудий сверхкрупного калибра немцы начали вести еще в XIX веке. Этим проектом занимались в конструкторском бюро концерна «Крупп» в Эссене. Занимались неслучайно. Это в XVI веке Круппы только торговали на берегах Рейна. В начале XIX века семейство принялось за металлообработку, приобрело литейный завод, а уже во второй половине – наладило производство артиллерийских орудий, которые сыграли большую роль в тотальной победе над французами в войне 1870-1871 годов. 

Берта Крупп и  Густав фон Болен унд Гульбах, 
ставший Густавом Круппом

Так вышло, что мужчины в роду Круппов к ХХ веку повывелись, и дело наследовала дочь последнего Круппа – Берта. Отличавшаяся, к слову, некоторой полнотой и широкой костью. Ее выдали замуж за Густава фон Болена, который, приняв еще и фамилию супруги, продолжил дело «Friedrich Krupp AG». В 1904 году главный конструктор фирмы профессор Фриц Раушенбергер представил миру новый продукт – мортиру «Гамма». Однако в ходе долгих испытаний выяснилось, что у пушки есть ряд принципиальных недостатков: огромная масса в 140 тонн, невероятные сложности при транспортировке и монтаже. Модель, как могли, улучшали до 1912 года, а в 1913-м взяли и представили кайзеру другой вариант – мортиру калибром 17 дюймов (420 мм) с прицельной дальностью стрельбы 12,5 км, снарядами, вес которых достигал почти 900 кг. Орудие получило имя в честь Берты Крупп.

Как показали боевые стрельбы, воронка от такого снаряда в глубину достигала 4 м, в ширину – 24 м. Пушка могла стрелять тремя типами снарядов: фугасными, осколочными и бронебойными. Вернее сказать, бетонобойными, так как предназначались для разрушения крепостей и фортов. Что и было доказано в самом начале ПМВ, когда благодаря всего двум «Бертам», несколько дней молотившим по бельгийским укрепрайонам Льежа при поддержке австрийских 305 мм гаубиц «Шкода», 12 фортов, защищавших переправы через реку Маас, были уничтожены или сдались. Фугасы «Берты» выжигали все живое на пространстве диаметром в километр. Осколочные снаряды разлетались на 15 тысяч мелких кусочков, поражавших на расстоянии 1,5 км от места взрыва. Снаряды «Берты» и других крупнокалиберных пушек русские солдаты прозвали «чемоданами».

Да, «Толстушка Берта» оказалась очередным германским промышленным чудом. Она весила куда меньше «Гаммы» – 42 тонны. Длина ствола – всего около 6 метров. Пушка перемещалась на собственном колесном лафете, а также в разобранном на пять фрагментов виде перевозилась на специально сконструированном тягаче. Таким образом, «Берта» оказалась куда мобильнее своей старшей сестры.

Колоссаль

Успехи «Берты» под Льежем и Намюром привели германское командование в 1916 году к мысли создать еще одну гигантскую пушку. С единственной целью – вести прямые обстрелы Парижа. Но от замершей на северо-востоке Франции линии фронта до столицы – около 100 километров. «Берте» такое расстояние не под силу. Тут самое время сказать о том, что обстрелы Парижа в 1918 году из тяжелой артиллерии были. Но их вела не «Берта», а монстр по имени «Колоссаль». 

Еще в 1914-м «Крупп» создал морское дальнобойное орудие, бившее на 56 км. Дело было за малым – увеличить дальность стрельбы вдвое. Согласно расчетам, при такой дальности длина ствола должна была достигнуть 34 метров. Отлить такой ствол невозможно, и конструкторы предложили сделать его из нескольких частей. Получилось чудовище весом в 138 тонн. И при калибре всего-навсего 210 мм! «Хобот» был настолько подвержен колебаниям и провисаниям, что после каждого выстрела раскачивался несколько минут, а после серии выстрелов его с помощью специальных приспособлений выправляли до нужных кондиций. Перемещалась пушка на железнодорожной платформе огромных размеров. При стрельбе снаряд покидал атмосферу, в высшей точке траектории поднимался на высоту до 40 км и только потом начинал падение, обрушиваясь на землю со скоростью около километра в секунду. Максимальная дистанция – 150 км, на преодоление которой ему требовалось около трех минут.

Тот самый единственный случай использования пушки «Колоссаль» в марте 1918-го привел к следующим результатам. На Париж и пригороды выпустили примерно 350 зарядов. Погибло 256 человек и 650 получили ранения. То есть, боевая эффективность «Парижской пушки» или «Трубы кайзера», как прозвали монстра в народе, оказалась крайне мала. Можно только догадываться, в какое количество марок обходился каждый выстрел, если после 55-65 выстрелов деформированный ствол приходилось менять в обязательном порядке. Любопытно, что обработка Парижа пушкой «Колоссаль» не достигла и того психологического эффекта, на который прежде всего рассчитывал идеолог проекта генерал Эрих фон Людендорф. Французы практически не отреагировали.

Расчёт заряжает орудие

В конце лета 1918 года все три «Колоссаля», долбивших по Парижу, транспортировали в тыл, где и демонтировали, уничтожив всю проектную документацию. Не исключено, что немцы старались зря. В 1911 году русский военный ученый, специалист по баллистике генерал Василий Трофимов предлагал к рассмотрению проект сверхдальней пушки, способной стрелять на расстояние свыше 100 км. В Главном артиллерийском управлении проект не приняли, но кое-какие расчеты и комментарии Василий Михайлович успел опубликовать. Инженер был уверен, что при создании пушки «Колоссаль» германцы использовали его концепцию.

С «Бертами» поступили тоже без жалости. Десять из двенадцати пушек были уничтожены по решению союзников-победителей. «Оставшиеся в живых» в качестве музейных экспонатов достались… американцам. Бытует легенда, будто одна из чудом сохранившихся в Германии «Берт» обстреливала Севастополь во время Великой Отечественной войны. Это на самом деле была «Толстая Берта», но только собранная из сохранившихся запасных частей и блоков на складах «Крупп» значительно позже окончания Первой мировой.

А теперь – в Осовец!

Крепость Осовец

В начале 1915 года к непокоренной крепости германцы доставили 68 крупнокалиберных орудий. Из них – четыре «Большие Берты». Самые интенсивные и непрекращающиеся обстрелы продолжались в течение недели на стыке февраля и марта. Примерно 250 тысяч тяжелых снарядов обрушилось на крепость. Казалось, противостоять тоннам металла невозможно. Однако русские артиллеристы ухитрились преодолеть и это.

На вооружении Осовца находились устаревшие крепостные 155 мм пушки. Они физически не могли «дотянуться» огнем до позиций, с которых стреляла германская тяжелая артиллерия. То ли разведка противника «зевнула», то ли излишняя самоуверенность дала себя знать, но про две резервные морские пушки Канэ, находившиеся в крепости, немцы забыли. И эти пушки напомнили о себе. 
По классификации орудия, изобретенные в конце XIX века французским инженером Гюставом Канэ, относились к среднекалиберным скорострельным пушкам, предназначенным для береговых батарей и боевых кораблей. Орудия были приняты на вооружение русской армии и флота в 1891 году. А уже в 1897-м изобретенные Канэ орудия стали выпускать на российском Обуховском заводе. Казалось бы, ничего особенного, тем более, супротив германских монстров. Калибр – 152 мм, вес снаряда – лишь чуть более 40 кг. Но вот два других показателя заставляют задуматься. Пушка обладала фантастической скорострельностью – 10 выстрелов в минуту. И ее снаряды летели на расстояние до 11 км. А этого оказалось достаточно, чтобы на равных вести артиллерийскую дуэль с «Толстыми Бертами». Детище Круппа могло выпустить снаряд только раз в 8 минут. 

Перестрелка шла между двумя русскими орудиями и четырьмя «Бертами», 16-ю пушками калибра 305 мм, 16-ю пушками калибра 210 мм, 20-ю пушками калибра 150 мм, 12 длинноствольными пушками калибра 107 мм. Результат перестрелки оказался такой: две «Берты» навсегда вышли из строя, а вместе с ними – еще 6 крупнокалиберных орудий. У нас было повреждено одно орудие. А главное – обстрелы прекратились, так как германцы отвели супертяжелую артиллерию от Осовца. «Чемоданы «Большой Берты» в крепость больше не прилетали.

Михаил БЫКОВ,
специально для «Почты Полевой».
17 августа 2015 00:00 1461
0
0