Забытые страницы Великой войны
Быстро и красиво
Эскадренный миноносец «Новик» 

В ночь с 16 на 17 августа 1915 года на Балтике состоялся морской бой, который можно считать одним из самых эффектных за всю Первую мировую войну. Русский эскадренный миноносец «Новик» сразился с двумя эсминцами германского флота V-99 и V-100.

В конце июля 1915 года немецкая группировка, базировавшаяся в Балтийском море, готовила прорыв в Рижский залив. Морская дорога к Риге была одна: через Ирбенский пролив, разделяющий материк и острова Моонзундского архипелага. Ширина пролива – всего 30 километров, тамошние глубины – до 20 метров. Незамеченным проскочить трудно. Тем более, русские корабли стерегли ирбенскую позицию в оба глаза.

«Новик» после короткого планового ремонта в Гельсингфорсе (ныне – Хельсинки, Финляндия) 7 августа пришел в Рижский залив и соединился с другими кораблями флота, ожидавшими германской атаки. Опасаться было чего. Противник сосредоточил для прорыва 2 линкора, 4 крейсера и 33 эсминца, не говоря уже о сторожевиках, тральщиках, транспортах и эскадре прикрытия, имевшей еще больше вымпелов. Были в отряде эсминцев и 2 новейших корабля серии V-99. «Новейших» – вовсе не преувеличение. V-99 вступил в строй 20 апреля 1915 года, 17 июня – его брат-близнец V-100. Особую пикантность коротким, но жарким отношениям этих эсминцев с «Новиком» придавало тот факт, что еще до войны российское военно-морское ведомство сделало заказ германской судостроительной кампании «Блом унд Фосс» на производство различных агрегатов для четырех кораблей типа «Новик». В том числе – на производство котлов и турбин. Немцы до 1 августа 1914 года заказ еще не исполнили, а уж после начала войны какие могут быть обязательства перед страной-противником? В итоге, используя русские чертежи, на верфях компании «Вулкан» построили два эсминца, правда, несколько изменив базовый проект. 

Эсминец V 99

Таким образом, в Ирбенском проливе встретились две версии самого быстроходного боевого корабля начала ХХ века: русская и германская. К слову, «Новик» был постарше немецких «кузенов», он вступил в строй 11 сентября 1913-го. Но по части быстроходности опережал всех. Его рекорд скорости продержался до 1917 года – 37,3 узла. Что в переводе на сухопутный язык означает 69 километров в час! 

Созданием современных эсминцев перед ПМВ были озабочены военные флоты всех ведущих морских держав. Даже немцы пересмотрели прежнее собственное отношение к этому классу кораблей. Ранее в Германии стояли на том, что не надо превращать миноносцы в универсальные корабли. Достаточно того, что они способны выполнять одну функцию: проводить групповые торпедные атаки. А артиллерийским прикрытием таких групп пусть занимаются крейсера. Изменению концепции способствовал отец-создатель германского флота гросс-адмирал Альфред фон Тирпиц, первым в Берлине разглядевший специфику будущей войны на море. В России ее разглядели несколько раньше. Поэтому и раньше приступили к строительству новых эсминцев универсального типа.

«Новик» и все корабли этого типа (всего до 1917 года включительно построили еще 29 эсминцев) – это не просто лучший корабль в своем классе. Это – начало новой эры эскадренных миноносцев. Высочайшая скорость обеспечивалась тем, что «новики» стали первыми боевыми кораблями, питающимися только мазутом. Линкоры ходили на угле, крейсера – на смешанном топливе. Второе: «новики» несли мощное вооружение для этого класса кораблей. Неслучайно, вступив в строй, головной корабль серии был первоначально включен в отряд крейсеров Балтийского флота. 4 отменных 102-мм орудия Обуховского завода обеспечивали «новикам» преимущество над другими эсминцами за счет дальности стрельбы, веса снаряда, его начальной скорости, а также благодаря тому, что на кораблях устанавливали системы центральной наводки. Проще говоря, полуавтоматы «новиков» стреляли быстро и кучно. Торпедный залп эсминца – это 8 торпед, выпрыгивающих из четырех двухтрубных аппаратов. «Новики» могли ставить минные заграждения. Они несли на борту 50 якорных мин. Могли также атаковать подводные лодки, используя 10 глубинных бомб. С авиацией противника бой вели 4 пулемета «максим» и 76-мм зенитная пушка Лендера. Таким образом, «Новик» и его младшие братья были способны работать в группе или вести самостоятельные боевые, разведывательные, минно-постановочные действия. Что корабль и его экипаж блестяще доказали во время боя в Ирбенском проливе.

Линейный корабль "Слава"

16 августа 1915 года в 23.00 с дозорного эсминца «Генерал Кондратенко» пришло сообщение о том, что в Ирбенском проливе замечены два германских эсминца. Позже стала известна и цель их появления. Перед V-99 и V-100 была поставлена задача: уничтожить русский линкор «Слава», являвшийся столпом морской обороны Рижского залива. О первой «теплой» встрече этих кораблей с русскими эсминцами, дежурившими в заливе, существует несколько версий. В одном случае говорится о том, что «Кондратенко» и «Охотник» завязали бой, но быстро разминулись с противником. В другом, что спустя некоторое время в течение трех минут обменивались залпами с V-99 и V-100 уже эсминцы «Войсковой» и «Украина». В третьем – что германцев обстреляли сразу три русских корабля: «Кондратенко», «Войсковой» и «Украина». Тем неожиданнее выглядят строчки из рапорта командира «Новика» капитана 2-го ранга Михаила Беренса своему начальству: «В 00 ч. 15 мин. увидел прямо по курсу во мгле два корабля. Пробил боевую тревогу и, подойдя поближе, определили два больших неприятельских миноносца…». В том, что Беренс был точен, сомнений нет, ведь свой рапорт он основывал на записях в вахтенном журнале. Выходит, что за час с мелочью немцы умудрились трижды напороться на русские эсминцы. Последняя встреча закончилась для них печально.

Любопытно, что офицеры «Новика» в темноте ошибочно определили тип вражеских кораблей. Они посчитали, что эти трехтрубные двухмачтовые миноносцы по типу подходят к тем аргентинским эсминцам, что до войны строились в Германии по заказу Буэнос-Айреса, а после ее начала были без особых изысков реквизированы в пользу немецкого флота. Заметьте, реквизированы у страны-нейтрала. Так что германцы не церемонились не только с противниками. 

Капитан 2-го ранга Михаил Беренс (в центре первого ряда) 

О ходе боя лучше всего рассказал капитан 2-го ранга Беренс во все том же рапорте: «Миноносцы, видимо, заметили «Новик» и пошли прямо на него большим ходом. Тогда я склонился влево настолько, чтобы могли действовать все орудия, и открыл огонь с 47 кабельтовых при ходе 17 уз. Неприятельские миноносцы легли на параллельный курс и сейчас же открыли ответный огонь. Уже третий наш залп дал накрытие, и мы перешли на беглый огонь по головному миноносцу. У него сбита средняя труба, из основания которой повалили клубы густого черного дыма. Одновременно возник пожар на юте, и эсминец уменьшил ход. Я перенес огонь на другой миноносец, который, пройдя между «Новиком» и подбитым кораблем, прикрыл его завесой густого белого газа, выходящего с кормы. Оба эсминца скрылись за этой завесой, так что на время пришлось приостановить огонь. До этого второй корабль противника получил несколько попаданий и у него был замечен пожар. Лег курсом прямо на него, и когда из-за завесы показался первый эсминец, снова открыл по нему огонь, изменив соответственно курс. Через две минуты у него был замечен пожар в середине корабля, и он начал жаться к берегу, прикрываемый вторым. Преследовать их не мог, так как в это время уже подходил к ограждающей вехе  – за ней находилось русское минное заграждение. С уменьшением хода провожал огнем до их выхода из предела действительной стрельбы. Возле Михайловского маяка головной эсминец, который все еще горел в двух местах, начал сильно погружаться кормой, выпуская светящиеся ракеты  – белую и красную... Спустившаяся мгла не дала возможности проследить его дальнейшую судьбу».

Бой эсминца «Новик» с германскими эсминцами «V-99» и «V-100» в Рижском заливе 4 августа 1915 года. Художник Г. В. Горшков

А судьба V-99 была такова: получив несколько попаданий и загоревшись, эсминец пытался еще как-то сопротивляться, но налетел на мину и затонул. Экипаж потерял 17 убитыми и 39 ранеными. V-100 повезло больше. Он убрался своим ходом, хотя тоже горел. Всего за 17 минут боя «Новик» выпустил 23 снаряда, 11 из которых попали в цель. Для морской артиллерии случай фантастический. Ведь в среднем во время ПМВ только 3-4 процента выстрелов давали накрытие. Русский эсминец вышел из боя без существенных потерь. Единственный относительно точный выстрел немцев привел к тому, что снаряд разорвался у самого борта «Новика». Осколками были легко ранены два матроса. Кроме того, немного пострадал моторный катер, находившийся на борту.

Успех в бою обеспечили, прежде всего, два фактора. Экипаж «Новика» был отлично обучен и сплаван, и поэтому все без исключения – от командира до кочегара – точно знали, что и когда делать. Но как бы ни были метки комендоры, важно не только как стрелять, но и из чего стрелять. Тут-то и реализовалась на практике идея оснастить эсминцы сильным и самым современным артиллерийским вооружением. Шесть 88-мм пушек германских кораблей оказались бессильны перед четырьмя русскими 102-мм орудиями. Победа в Ирбенском проливе принесла командиру «Новика» Михаилу Беренсу и старшему артиллеристу лейтенанту Дмитрию Федотову ордена св. Георгия IV степени. 

Напоследок – ложка дегтя. Не знаю почему, но ряд исследователей судьбы «Новика» упорно называет лейтенанта флота Дмитрия Ивановича Федотова «Федоровым». Хотя в таком документе, как Высочайший приказ по морскому ведомству от 1915 года за № 557 о награждении орденом св. Георгия лейтенанта 1-го Балтийского флотского экипажа черным по белому написано: «Федотов». Для сомневающихся уточню: в списках награжденных IV Георгием офицеров в годы ПМВ нет ни одного офицера флота с фамилией Федоров.
Михаил БЫКОВ,
    специально для Почты Полевой
14 августа 2015 00:00 1227
1
0