Войны Российской империи
Русская плата за Аустерлиц
Наполеон I на поле боя под Эйлау

После разгрома Пруссии всю тяжесть борьбы с наполеоновской армией приняла на себя Россия. Центром военных действий стала Восточная Пруссия. В 1806-1807 годах произошло несколько кровопролитных столкновений, самыми крупными из них были сражения у Прейсиш-Эйлау (8 февраля 1807 года).
   
К этому времени в России после Аустерлица была улучшена организация войск: образованы Днестровская армия из пяти дивизий, два действующих корпуса (Беннигсена и Буксгевдена), состоявшие из 8 дивизий; началось создание большой резервной армии, в которую зачислялись рекруты, набираемые по объявленному в сентябре 1806 года  рекрутскому набору (по 4 человека с 500 душ). Войска обучались действиям в колоннах и рассыпном строю. В армии среди значительной части офицерства получали все большее признание передовые суворовские ведения войны. Прусская военная система, получившая широкое распространение в России при  Павле I подверглась глубокой критике и все более утрачивала свое значение.
   
Россия выставила против французской армии 160 тыс. человек и 624 орудия: корпус Беннигсена (около 68 тыс. человек и 276 орудий), который перешел границу у Гродно в начале ноября 1806 года, корпус Буксгевдена (55 тыс. человек при 132 орудиях). В ноябре 1806 года было объявлено особым манифестом о сборе ополчения – «внутренней, временной милиции» численностью 600 тыс. человек. Движение наполеоновской армии к русским границам угрожало национальной независимости России. Патриотический подъем в стране, вызванный угрозой вторжения наполеоновской армии, обеспечивал сбор огромного для того времени ополчения.
   
Боевые действия начались в декабре 1806 года. Русской армией вначале командовал престарелый фельдмаршал Каменский, а затем генерал Беннигсен. Попытки Наполеона с первых же дней поставить русскую армию под выгодный для него удар разбивались о стойкость русских войск.                  В сложной обстановке русская армия с боями отходила вглубь Восточной Пруссии. Перейдя реку Вкру, Наполеон замыслил отрезать русскую армию от переправы через реку Нарев у Пултуска, действуя правым крылом, тогда как левым крылом нанести удар по правому флангу и тылу русской армии. Но этому замыслу Наполеона, схожему с осуществленными замыслами под Ульмом и Йеной, не суждено было осуществиться. В боях при Пултуске и Голымине русские сорвали замысел Наполеона.

Эйлау после битвы, художник Мейнье

Вскоре, 8 февраля 1807 года, произошло генеральное сражение под Прейсиш-Эйлау, недалеко от Кенигсберга. Сражению предшествовали сильные арьергардные бои. Особенно ожесточенными они были за город Прейсиш-Эйлау 7 февраля.
   
Замысел главнокомандующего русской армии Беннигсена сводился к тому, чтобы в оборонительном сражении нанести сокрушительные удары противнику и не допустить его к Кенигсбергу. В соответствии с этим замыслом русские войска численностью 70 тыс. человек заняли позицию северо-восточнее Прейсиш-Эйлау, правое крыло примыкало к Шлюдиттену, а левое – к Клейн-Заусгартену; передовой отряд Багговута располагался у Зерпаллена. Местность представляла собой холмистую равнину с небольшими озерами, покрытыми льдом. От Прейсиш-Эйлау через расположение русских войск проходила одна дорога на Кенигсберг и другая – через Фридланд к русской границе. Русские войска строились по дивизиям в две линии. Первая линия была развернутой, впереди нее действовали стрелки в рассыпном строю, вторая линия состояла из колонн. Общий резерв, располагавшийся позади левого крыла и за центром, был построен колоннами. Конница стояла на флангах и в центре расположения пехоты, казаки под командой Платова были разбросаны, располагаясь в разных местах позиции. Большая часть артиллерий находилась на флангах и в центре. Войсками левого крыла командовал Остерман-Толстой, центра – Сакен и правого – Тучков.
   
В то время как французские войска производили передвижение, занимая указанные Наполеоном позиции, русская артиллерия правого крыла (60 орудий) открыла огонь по войскам корпуса Сульта. Повела огонь и французская артиллерия. Бой, завязавшийся между правым крылом русских войск и левым крылом французов, Наполеон всячески поддерживал, чтобы отвлечь внимание русских от их левого крыла и выиграть время для подхода корпуса Даву. Вскоре завязался ожесточенный бой в центре позиции. Корпус Ожеро ввиду приближения к полю сражения корпуса Даву начал активные действия, но внезапно попал под артиллерийский огонь русских. Внезапный артиллерийский огонь ошеломил французов. Маршал Сульт и командиры дивизии Дежарден и Геделе были тяжело ранены. Русские полки, воспользовавшись замешательством французов, бросились в штыки. Разгорелся штыковой бой, в котором с обеих сторон участвовало 20 тыс. человек. Корпус Ожеро, понеся огромные потери, стал отступать, преследуемый русской пехотой и конницей. Наполеон приказал коннице Мюрата поддержать корпус Ожеро. Конница Мюрата завязала бой с русской конницей. Кавалерийский бой закончился с большими потерями для обеих сторон. Особенно велики были потери французской гвардейской конницы.

Сражение под Прейсиш-Эйлау 27 января (8 февраля) 1807 года. 
Атака Московского полка

В полдень вступил в сражение корпус Даву, прибывший с опозданием. Корпус Даву сходу атаковал передовой отряд у Зерпаллена. Передовой отряд русских под командованием Багговута, атакованный справа дивизией Фриана, наступавшей впереди корпуса Даву, и слева дивизией Сент-Илера, с боем отступал к Клейн-Заусгартену. Русские ввели в бой резерв – дивизию Каменского. После упорного сопротивления превосходящим силам противника русские войска, охватываемые ими слева, оставили Клейн-Заусгартен, а затем Ауклаппен и Кучиттен. Дорога к русским границам была перерезана.
   
В этот трудный для русской армии момент начальник артиллерии правого крыла Кутайсов по собственной инициативе перебросил с правого крыла к Ауклаппенской мызе три конноартиллерийские роты. Картечный огонь 36 орудий изменил ход боя в пользу русских войск. Французы стали отступать. Ауклаппен был снова занят русскими.

На этом продолжавшееся 21 час сражение под Прейсиш-Эйлау закончилось. Потери убитыми и ранеными с обеих сторон достигали огромной цифры – 40 тыс. человек. 10 тыс. убитых устилали поле сражения, определяет французский и русский военный писатель Жомини, и 30 тыс. раненых лежали в сараях и садах соседних деревень. Русский главнокомандующий Беннигсен, пишет далее Жомини, избавил Наполеона от неприятности уступить поле сражения: он отошел к Кенигсбергу. Наполеон отказался от преследования. Простояв под Прейсиш-Эйлау более недели, французы также отступили.
   
В сражении под Прейсиш-Эйлау русская армия нанесла первый удар по «непобедимой» наполеоновской армии. Прейсиш-Эйлауское сражение – первое большое сражение, которое Наполеон не выиграл, а фактически проиграл писал Шлиффен в своих «Каннах».
     
Сражение у Прейсиш-Эйлау отличалось кровопролитностью и упорством, непреклонным стремлением войск с обеих сторон добиться победы. Редким и весьма ожесточенным был штыковой бой 20 тыс. человек. Жомини, описывая Прейсиш-Эйлауское сражение говорит. Что русские войска «сражались как бешеные», что русскую пехоту «гораздо легче изрубить, нежели взять».
   
У Прейсиш-Эйлау русская армия нанесла первый крупный удар по непобедимой прежде наполеоновской армии. Беннигсен свою задачу –  остановить наступление Наполеона – выполнил. Это сражение можно справедливо оценивать как стратегический успех русской армии.

Габриэль Цобехия
12 декабря 2016 00:00 1683
0
0