Войны Российской империи
Короткий мирный период
Портрет А. П. Бестужева из запасников
 Гос. Эрмитажа

Оправившись после катастрофы, постигшей Россию в Северной войне, при поддержке Франции, Пруссии и Турции, стремившихся ограничить растущее влияние России, Швеция с конца 30-х годов XVIII века деятельно готовилась к реваншу, планируя захватить Петербург и русское побережье вплоть до Архангельска. Но все попытки Швеции взять реванш не увенчались успехом. 7 августа 1743 года в Або был пописан мирный договор, по которому Швеция признала Ништадский мир и передала России территорию Финляндии до реки Кюммене.
   
После этого Россия вступила в 12-летний мирный период, прошедший под знаком взвешенной политики канцлера А. П. Бестужева-Рюмина. Бестужев ориентировался на союз с морскими державами Англией и Голландией, а также с Австрией, заинтересованной в стабильности в Центральной Европе. Потенциальным противником Бестужев считал Францию, поддерживавшую враждебных России соседей: Швецию, Польшу и Турцию.

Несмотря на миролюбивую политику, проводимую Бестужевым, России не удалось избежать большой войны, которую спровоцировало соперничество Англии и Франции в борьбе за колонии. Дабы дестабилизировать обстановку в Европе и отвлечь силы Франции от заморских владений, Англия пошла на союз с Пруссией, к середине VIII века превратившейся в одно из самых могущественных государств Европы. Прусский король Фридрих II милитаризировал экономику, создал мощную наемную армию, вымуштрованную палочной дисциплиной, и претендовал на гегемонию в континентальной Европе. Против Англии и Пруссии составилась мощная коалиция в лице Австрии, Франции, России, Швеции, Саксонии, большей части германских государств.
   
В августе 1756 года Фридрих II начал войну, получившую  впоследствии название Семилетней. Прусский король разгромил саксонскую армию. В следующем 1757 году Пруссия повела военные действия сразу на нескольких направлениях, одержав победы над французами и австрийцами. В битвах при Росбахе и Лейте Фридрих успешно применил косую атаку, когда главный удар наносил один из флангов, боевые порядки которого дополнительно усиливались и наступали побатальонно уступами, что позволяло сконцентрировать усилия на достаточно узком участке фронта.
     
Благодаря победам Пруссия обретала статус первенствующей державы Европы. Опасаясь ее чрезмерного усиления, российское правительство приняло решение о вступлении в войну.
     
К началу боевых действий полевая армия России состояла из 49 пехотных и 32 конных полков, а также иррегулярных частей. Пехота была вооружена гладкоствольными кремневыми ружьями со штыком и шпагами (гренадеры имели еще и гранаты), всадники – ружьями, пистолетами, палашами, шпагами, иррегулярная конница – ружьями, саблями и пиками.

1-пудовый (197-мм) короткий крепостной единорог 
образца 1805 года

Еще накануне войны усовершенствовалась материальная часть артиллерии, которая делилась на полевую, осадную и гарнизонную. Были разработаны новые образцы орудий. Настоящим прорывом стало гладкоствольное орудие, разработанное офицерами М. Даниловым и М.  Мартыновым и названное «единорогом» (по формальному гербу графов Шуваловых, изображаемому на пушках). Единорог представлял собой длинную гаубицу с конической каморой, маневренную, скорострельную, позволявшую вести настильную и навесную стрельбу всеми видами снарядов: ядрами, бомбами, брандскугелями, гранатами, картечью. Одновременно были приняты на вооружение «секретные гаубицы» с расширяющимся стволом, эффективные при стрельбе картечью.
   
В ходе боевых действий численность армии увеличилась. Был сформирован новый 30-тысячный корпус, созданы артиллерийские бригады по 20 орудий в каждой. В 1759 году появился отдельный бомбардирский корпус, вооруженный 46 единорогами.
   
Русская армия по-прежнему придерживалась линейной тактики, когда войска строились в 3 линии по 4 шеренги на расстоянии 300 – 500 шагов одна от другой. Артиллерия размещалась перед фронтом и на флангах, полковая – в промежутках между батальонами. Конница выстраивалась на крыльях. Однако устав 1755 года позволял командирам в зависимости от ситуации отступать от традиционного построения.
   
Для ведения войны с Пруссией была создана армия из 6 корпусов общей численностью в 130 тыс. человек. Главнокомандующим был назначен генерал-фельдмаршал С. Ф. Апраксин. Военный совет (Конференция) разработал план кампаний в Восточной Пруссии и на Нижней Висле. Решено было захватить Мемель, а потом двигаться на Кенигсберг. Русские войска численно превосходили базировавшийся в Восточной Пруссии корпус фельдмаршала Левальдта – 36 тыс. человек при 64 орудиях.
   
В мае 1757 года русская армия вступила на территорию Восточной Пруссии. 24 июня корпус В. В. Фермора после бомбардировки заставил капитулировать Мемель. Гумбинен, Инстербург и Тильзит сдались без боя.
   
В связи с тем, что русские войска давно не воевали, армия и флот находились в расстройстве, генералы по преимуществу были бездарны и нерешительны. Все это быстро проявилось в ходе войны. Первое же сражение у деревни Гросс-Егерсдорф стало серьезным испытанием для российской армии. Но, несмотря на это, сражение было выиграно благодаря стойкости русских войск и решимости Румянцева, по собственной инициативе предпринявшего неожиданный маневр и вырвавшего у неприятеля победу.
   
Несмотря на успех под Гросс-Егерсдорфом русская армия отступила из Восточной Пруссии. Апраксин опасался решительными действиями вызвать недовольство «пруссофила» Петра III, готовившегося сменить на престоле больную Елизавету Петровну. При отступлении из-за отвратительного снабжения погибло около 10 тыс. человек.
   
За столь двусмысленное поведение и воровство командующий был удален из армии и отдан под суд, на его место был назначен генерал Фермор. Имея численное преимущество, русская армия заняла Восточную Пруссию, овладев Кенигсбергом. Русский флот, базируясь на реке Мемель, господствовал на Балтийском море.
    
Габриэль Цобехия
07 сентября 2016 00:00 1110
0
0