Войны Российской империи
Главная / Служу Отечеству! / Военная история / Войны Российской империи / Чтобы сделать неприятеля сговорчивее 
Чтобы сделать неприятеля сговорчивее 

После победы над Наполеоном влияние России значительно возросло, ее военная мощь оценивалась чрезвычайно высоко. При жизни Александра I ни одно государство не рисковало проявить открытую вражду к России, хотя ее главенствующая роль на мировой арене раздражала многих, в первую очередь Англию, чьи правящие круги пытались ослабить Российскую империю чужими руками, – развязать новые войны на юге: с Ираном и Турцией.

Иран, в свою очередь, стремился пересмотреть условия Гюлистанского договора и вернуть прежнее влияние в Закавказье. Русское правительство пыталось вести гибкую политику, готовое пойти даже на территориальные уступки. Однако Иран, рассчитывая на финансовую и военную помощь Англии, пытаясь использовать напряженность в русско-турецких отношениях и антироссийские настроения ряда народов Кавказа, а также учитывая нестабильную внутреннюю ситуацию в России, связанную с выступлениями декабристов при восшествии на престол нового императора Николая I, от мирного урегулирования мирных проблем уклонялся. В условиях назревшего конфликта с Турцией российское правительство решило упредить войну на два фронта и опубликовало «Декларацию о войне с Персией», указывая, что Россия принуждена вести эту войну.

На момент объявления войны Россия не была готова к активным действиям на Кавказе. Отдельный кавказский корпус имел некомплект в 12 тыс. человек, недоставало орудий, большая часть солдат была раскидана по гарнизонам. Наместник Кавказа А. П. Ермолов, осуществлявший общее руководство действиями войск, сумел прикрыть границу отрядом всего в 6,5 тыс. человек и еще около 8 тыс. стянуть в качестве общего резерва к Тифлису. Иран же выставил против России 60-тысячную армию, более половины которой составляли регулярные части.

Генерал А.П. Ермолов

Активные военные действия начались в середине июля 1826 года. Прорвавшись через границу, армия Эриванского сардара численностью около 28 тыс. человек начала продвижение в направлении Тифлиса. Через несколько дней 40-тысячная армия принца Аббаса-Мирзы перешла реку Аракс и осадила крепость Шушу, защищаемую гарнизоном в 1300 человек под командованием полковника Реута. Отсюда Аббас-Мирза двинул часть сил к Елизаветополю и дальше – к Гандже. Еще один иранский отряд захватил Ленкорань и попытался овладеть Баку, но был отражен огнем крепости и кораблей подошедшей на выручку Каспийской флотилии.

Всем этим ордам Ермолов мог противопоставить лишь отряд В. Л. Мадатова численностью в 4300 человек. На встречном движении Мадатов атаковал 18-тысячный турецкий авангард, продвигавшийся к Гандже, и разгромил его. Русские вошли в Елизаветполь, где с подходом подкреплений сформировалась 8-тысячная группировка под началом прибывшего на Кавказ генерал-адъютанта И. Ф. Паскевича. Иранская армия превосходила русских вчетверо, имея при этом преимущество и в артиллерии. Впрочем, этот факт отнюдь не смущал русское командование, уверенное в профессиональном превосходстве русских солдат.

Поражение персиян при Елисаветполе

13 сентября 1826 года Паскевич дал неприятелю сражение неподалеку от Елизаветополя. Прицельный огонь остановил наступление иранцев, после чего русская пехота штыковым ударом прорвала неприятельский фронт. Персы потеряли несколько тысяч убитыми и ранеными, около 1 тыс. солдат пленными. Потери русских составили 46 убитых и 250 раненых. Остатки иранской армии поспешно ушли за Аракс.

Успешно действовали русские войска и в Северном Азербайджане, где Ермолов сумел разбить и отбросить за границу вторгшиеся сюда орды. Эти успехи позволяли перейти к активным действиям. На 1827 год Ермолов разработал план наступления на территории Ирана, предполагавший, что русские войска будут вступать в сражения только с полевыми иранскими армиями, избегая долгих и кровопролитных осад крепостей. Осуществить этот план царь поручил своему любимцу Паскевичу.

Паскевич располагал значительными по сравнению с прошлым годом силами – 24 тыс. человек. Главный удар решено было нанести на Эриван. Наступление началось в первых числах апреля, 24 числа авангард генерала А. Х. Бенкендорфа осадил армянскую крепость, считавшуюся одной из наиболее укрепленных на Кавказе. Одновременно русские подступили к крепости Аббас-Адад в Нахичеванском ханстве. Попытка Аббас-Мирзы снять осаду с этой крепости закончилась поражением иранцев в бою у Джеван-Булака, после чего крепость капитулировала, а Паскевич приготовился к действиям в Южном Азербайджане.

Дабы не допустить этого, Аббас-Мирза попытался создать угрозу русским войскам в Армении, внезапно появившись у монастыря Эчмядзин. Против 25-тысячного иранского войска выступил с небольшим отрядом командир 20-й дивизии генерал А. И. Красовский. В сражении у Аштарака 2,5 тысячи русских выдержали натиск противника, превосходящего их силами в 10 раз; обе стороны понесли большие потери. Узнав, что к Эчмядзину направляется Паскевич, Аббас-Мирза укрепил гарнизон Эривани, а сам ушел на юг.

     Эриванская крепость, захваченная в 1827 году русскими войсками после 
23-летних неудачных попыток 

Русские войска начали приготовления к штурму Эривани. Крепость была окружена осадными сооружениями, в результате интенсивного артиллерийского обстрела часть укреплений (юго-восточная башня и смежные) обвалилась. Когда комендант Эривани Гассан-ага отверг ультиматум о капитуляции, русские войска начали штурм. Из-за начавшихся волнений среди местных армян турки вынуждены были укрыться в городе, блокировав остатки гарнизона.

В это же время отряд генерала Г. Е. Эристова успешно действовал в Южном Азербайджане, продвигаясь в направлении Тебриза. 14 октября гарнизон Тебриза, не оказав сопротивления, оставил город. Шахское правительство запросило мира. Россия предъявила умеренные требования, но персы затягивали переговоры, рассчитывая воспользоваться обострением русско-турецких отношений и в свете назревающей войны России с Турцией выговорить более выгодные условия.

Чтобы сделать иранцев сговорчивее, Паскевич возобновил наступление. В тяжелых зимних условиях русская армия овладела Ардебилем и быстро продвигалась к Тегерану. Это заставило шаха спешно заключить мир, который был подписан в ночь с 9 на 10 февраля 1828 года в Туркманчае. По Туркманчайскому договору Россия приобретала Эриванское и Нахичеванское ханства и получила 20 миллионов рублей серебром контрибуции.

Большая заслуга в подписании столь выгодного для России соглашения принадлежала дипломату и драматургу А. С. Грибоедову, который спустя год в феврале 1829 года погиб во время антироссийских выступлений в Тегеране, спровоцированных английской дипломатией.     

Габриэль Цобехия

04 июля 2016 00:00 984
0
0