Войны Российской империи
Главная / Служу Отечеству! / Военная история / Войны Российской империи / Русские военные агенты накануне войны с Францией
Русские военные агенты накануне войны с Францией
Русский полководец Михаил Богданович Барклай де Толли

В начале 1810 года военным министром России был назначен Михаил Богданович Барклай де Толли, который с первых дней пребывания на этой должности приступил к подготовке русской армии к войне с наполеоновской Францией. Между тем к этому времени отношения между Россией и Францией ухудшились до предела. Становилось очевидным, что война неизбежна. Однако стороны еще не были готовы к ведению боевых действий, так как это требовало огромных людских и материальных ресурсов. И Россия, и Франция стремились выиграть время.
   
Между тем, анализ разведывательных сведений о Франции и ее потенциальных союзниках привел Барклая к неутешительным выводам. «Я должен по истине признаться, – писал он графу Ливену, посланнику России в Пруссии, – что департамент военный в сих сокровищах весьма скуден». В связи с этим военный министр летом 1810 года разработал предложения по организации разведки за границей и получил «высочайшее государя императора соизволение» на их реализацию. Замысел предложений заключался в том, чтобы активизировать деятельность посольств России по добыванию разведывательных сведений, а также «назначить к миссиям нашим при иностранных дворах военных чиновников».
     
Была идея прикомандировать к посольству России в Париже полковника А.И. Чернышева, но подобное назначение не состоялось. Против такого назначения выступил канцлер Румянцев. Он информировал военного министра: «Нет надобности состоять ему под начальством посла, а лучше оставить его в том же самом положении, в каком он нынче в Париже находится, на что, как известно мне, и Его Величеству угодно будет изъявить свое соизволение». Так Чернышев остался адъютантом императора Александра I при Наполеоне, в распоряжении которого он находился с февраля 1810 года. Что касается первых данных, которые интересовали военное ведомство, то они поступили уже в августе 1810 года.
   
Следует сказать, что источники разведывательной информации Чернышева были многообразны. В первую очередь – сам Наполеон. За все время пребывания в качестве адъютанта русского императора при французском дворе Чернышев трижды доставлял письма Александра Наполеону и трижды привозил в Санкт-Петербург корреспонденцию из Парижа. В ходе многочасовых встреч, предоставляемых Чернышеву, Наполеон высказывался по поводу основных положений писем Александра, излагал и всесторонне комментировал содержание своих ответных посланий. Затем Чернышев в своих донесениях, которые составляли несколько десятков листов, излагал императору Александру суть бесед.

Портрет 
Александра Ивановича Чернышёва

Необходимо подчеркнуть, что во время нахождения в Париже Чернышев завел широкий круг знакомств в придворных, правительственных и военных кругах, чему, естественно, способствовало благосклонное отношение Наполеона к русскому офицеру. Своим человеком русский офицер стал и для сестер Наполеона – ходили слухи о любовных связях Чернышева с ними. В великосветских салонах Парижа о русском офицере сложилось мнение как о покорителе женских сердец. «Его прозвали «северным Ловеласом», но не потому, что у него было красивое лицо или вообще благородная внешность, а потому, что он обладал особенным шиком,…оригинальными манерами в соединении с крайним изяществом. Одним словом, по выражению Савари, Чернышев «сделался маленьким царьком среди Парижа»».   
     
Наш разведчик также близко был знаком с французским маршалом Бернадотом. Поэтому, когда последний был избран шведским наследным принцем, император Александр I послал в Стокгольм именно Чернышева. Он должен был выяснить намерения Швеции. В ходе трех продолжительных бесед будущий король Карл XIV заверил русского посланника в том, что «Швеция не двинется, в каких бы обстоятельствах ни находилась Россия, и ничего не сделает, что могло бы быть ей неприятно».
     
Кроме добывания разведывательных сведений на доверительной основе Чернышев использовал и платную негласную (тайную) агентуру.
   
От нашего агента поступала многоплановая и всеобъемлющая формация. Во-первых, это были сведения, отражавшие каждодневную деятельность  французской армии, состояние французского общества в целом и высшего света в частности, внутриполитическую обстановку в стране и внешнеполитические акции Франции. Во-вторых, это был всесторонний анализ обстановки, блестящий прогноз, а также рекомендации и предложения, учет и реализация которых должны были, по мнению нашего разведчика, способствовать успеху русского оружия в предстоящей войне.
   
Следует сказать, что Чернышеву удалось предугадать основные контуры стратегического замысла Наполеона, который окончательно был сформулирован французским императором только в мае – июне 1812 года. В феврале Чернышев доложил в Петербург: « Война неотвратима и не замедлит разразиться». В конце декабря 1811 года он писал военному министру Барклаю де Толли, что французский император поведет наступление тремя группами корпусов, то есть в трех стратегических направлениях. Не ошибся наш разведчик и в определении направления главного удара французских войск. Данные, которые передавал Чернышев, позволяли судить о численном составе первого эшелона армии Франции – 350-400 тысяч человек по состоянию на март 1812 года. А к моменту вторжения в Россию первый эшелон насчитывал 448 тысяч человек. Раскрыл Чернышев и намерение французского императора выиграть войну в ходе одной кампании, начав с разгрома противника уже в ходе пограничных сражений.
   
В апреле 1812 года Александру Ивановичу Чернышеву пришлось покинуть Париж, но после его отъезда не прекратилось поступление разведывательной информации от его источников. К таким сведениям относилась и копия секретного франко-австрийского договора от 14 марта 1812 года, которой уже в апреле располагал министр иностранных дел России Румянцев.
   
Таким образом, благодаря военной разведке и, в частности, деятельности русского полковника флигель-адъютанта А.И. Чернышева удалось предугадать стратегические замыслы и планы императора Франции Наполеона по вторжению на территорию Российской империи.

Габриэль Цобехия
04 апреля 2016 16:22 1439
0
0