Советское время
Главная / Служу Отечеству! / Военная история / Советское время / Потеря города была весьма чувствительна
Потеря города была весьма чувствительна
Уральские партизаны переправляются через р. Уфу. 1918 год

На полях Гражданской войны, в частности, в конце 1918 – начале 1919 года, из-за возросшего сопротивления противника и переброски части сил на Южный фронт (всего было переброшено до 25 тыс. человек), ставший главным фронтом Республики, общее наступление Восточного фронта прекратилось. В это время Восточный фронт насчитывал 75,8 тыс. штыков, 10 тыс. сабель, 376 орудий, 1717 пулеметов против 100 тыс. штыков, 18 тыс. сабель, 110 орудий и 291 пулемета белогвардейских и белоказачьих войск, усиленных белочехами. Главное командование Красной Армии предполагало выделить из состава Восточного фронта для усиления Южного фронта целиком 1-ю армию. Таким образом, части Красной Армии на Восточном фронте несколько уступали противнику в силах, имея более чем трехкратное превосходство в артиллерии.
   
28 ноября 1918 года Центральный Комитет партии принял постановление, в котором потребовал развернуть наступление на всех фронтах, и прежде всего – на Южном. В развитие этого решения командование Восточного фронта разработало план зимнего наступления, по которому должны были быть проведены одновременно три армейские операции (4-я армия действовала в целях освобождения Уральска, 1-я армия – Оренбурга, 5-я – Уфы) и одна операция группы войск (2-я и 3-я армии действовали в целях освобождения Екатеринбурга). Главными направлениями признавались уфимское и екатеринбургское. Но на екатеринбургском направлении противник сосредоточил до 50 процентов своих сил, планируя ударом на Пермь и Вятку установить непосредственную связь с северной контрреволюцией и  англо-американскими интервентами. Против 35,5 тыс. войск 3-й армии действовали вся екатеринбургская группа и большая часть прикамской группы, в общем более 49,5 тыс. штыков и сабель.
   
Анализ плана реввоенсовета Восточного фронта дает основание сделать вывод, что не были учтены трудности одновременного ведения операций на 1800-километровом фронте в условиях превосходства противника в силах, особенно в полосе 3-й армии. Советскому командованию не удалось разгадать замыслы врага, учесть возможность перехода белых в наступление на пермском направлении.
   
29 ноября, на сутки раньше 3-й армии, создав трехкратное превосходство на направлениях главных ударов, перешла в наступление екатеринбургская группа генерала Гайды. Колчаковские войска вынудили части Красной Армии вести тяжелые оборонительные бои на этом направлении. На других направлениях армии Восточного фронта успешно наступали. Неблагополучное положение в полосе 3-й армии обеспокоило военно-политическое руководство Республики, но принятые меры не поправили дело. 25 декабря части 3-й армии оставили Пермь и отошли за Каму.
   
При анализе причин падения Перми не всегда верно дается оценка действий 3-й армии, акцентируется внимание только на том, что ей не удалось сдержать натиск врага. Но следует отметить, что войска армии сражались упорно с превосходящими силами противника. Армия в основном состояла из уральских рабочих. Во время оборонительных боев погибло почти целиком несколько полков и бригад. За небольшое число дней ее потери убитыми, ранеными и обмороженными составили около 18 тыс. человек, или более 50% личного состава.

Митинг красноармейцев, Урал, 1918 год

Армии необходимо было оказать помощь. Но своевременной помощи резервами со стороны командования фронта ей оказано не было, так как ощущался их острый недостаток. Закончившую формирование в Вятке 10-ю стрелковую дивизию Главное командование приказало перебросить на Западный фронт. Указание же Восточному фронту парировать удары противника на Пермь маневрированием 2-й и 5-й армии не могло быть выполнено из-за огромного пространственного размаха боевых действий. Пополнения же из мобилизованных крестьян Вятской и Пермской губерний, наспех сколоченных маршевых батальонов и рот, малобоеспособных и не всегда устойчивых в политическом и моральном отношении, не могли восполнить понесенных потерь, более того, разлагали боевые части, ухудшали внутреннее состояние и боеспособность армии.
   
12 декабря В. И. Ленин и Я. М. Свердлов в телеграмме Л. Д. Троцкому обратили внимание Реввоенсовета Республики на опасное положение Перми. Днем позже Ленин вновь указал на тревожные вести из Перми и потребовал взять под контроль выделение главкомом Вацетисом подкреплений Перми и Уралу. При этом обращалось внимание на то, что надо посылать только обстрелянные части. Подкрепления были посланы, но они не всегда были надежны в классовом отношении, не всегда хорошо обучены, прибывали с запозданием, распылялись командованием армии по отдельным направлениям и вводились в бой по частям, что не давало должных результатов.
   
Следует сказать также, что с опозданием было принято решение и плохо организована переброска с правого фланга на левый в районе Перми Особой камской бригады. Средние темпы ее переброски составили: по железной дороге – 18 – 19 км, на подводах – 21 – 22 км в сутки. Походным порядком можно было дойти скорее.
   
В критической ситуации, в условиях растянутости фронта на 400 км командующий армией старый большевик М. М. Лашевич, не имевший опыта командования объединением войск, потерял управление войсками, не организовал надлежащим образом взаимодействие частей и соединений при организации обороны Перми. В результате находившаяся там артиллерийская бригада в день захвата Перми не сделала ни одного выстрела, а ее начальник Валюжевич перебежал к белым. Переход на сторону врага, измена ряда военных специалистов и ответственных работников также сказались на положении дел. Отрицательно отразились на результатах боевых действий и моральном духе плохое снабжение армии боеприпасами, продовольствием и теплой одеждой.
   
Потеря Перми с ее квалифицированными рабочими и военными заводами, запасами металла для Советской республики была весьма чувствительна. Неудачи 3-й армии ухудшили военно-стратегическое положение Республики. Противник получил в свое распоряжение важный узел железнодорожных, водных и грунтовых путей. Однако развить свой успех, соединиться с Северным белым фронтом Колчаковские войскам не удалось.
    
Немаловажную роль в этом сыграли принятые меры повышения боеспособности 3-й армии со стороны комиссии ЦК РКП (б) в составе И. В. Сталина и Ф. Э. Дзержинского, а также наступление других армий Восточного фронта. Понеся крупные потери (свыше 50%), ударная армия Колчака на пермском направлении перешла к обороне.

Габриэль Цобехия
15 декабря 2016 00:00 1396
0
0