Советское время
Главная / Служу Отечеству! / Военная история / Советское время / Боевые действия на реках и озерах
Боевые действия на реках и озерах

В период Гражданской войны реки и озера широко использовались воюющими сторонами как рубежи обороны и пути маневра сил. Поэтому боевой деятельности военных флотилий, которые оказывали большую помощь Красной Армии в борьбе с интервентами и белогвардейцами на Волге, Каме, Северной Двине, на Дону, Днепре, Амуре, Азовском и Каспийском морях, Ладожском и Онежском озерах, придавалось исключительное значение.

Военные флотилии представляли собой формирования Рабоче-крестьянского Красного Флота для решения различных задач на морях, озерах и реках как самостоятельно, так и в интересах содействия сухопутным войскам.

Флотилии имеют славные традиции и богатый боевой опыт. В русском государстве первая военная флотилия была создана в 1570 году на Балтийском море для охраны от пиратов Нарвского морского пути. Затем в разные годы создавались флотилии на Белом море, на Днепре, Каспийском и Азовском морях. Например, Каспийская флотилия была создана по указу Петра I в 1722 году, а Дунайская военная флотилия – в 1771 году для ведения боевых действий против турок. Она оказывала активное содействие войскам Суворова. 

Каспийская флотилия, ноябрь 1722 года

В связи с начавшейся Гражданской войной и военной интервенцией с весны 1918 года развернулась крупномасштабная работа по созданию речных и озерных военных флотилий. Оперативно они подчинялись фронту (армии, иногда дивизии). В РККФ было создано более 30 морских, озерных и речных флотилий. Наиболее крупными из них были Волжско-Каспийская, Азовская, Онежская, Волжская, Днепровская, Северо-Двинская военные флотилии.

На военные флотилии возлагались следующие задачи: артиллерийская поддержка войск, высадка десантов и организация переправ, захват береговых объектов противника, борьба с его речными силами, перевозками и переправами, защита своих войск, береговых объектов от воздействия речных сил неприятеля, а также обеспечение народнохозяйственных перевозок. Морские и озерные флотилии состояли преимущественно из эсминцев, миноносцев и других кораблей и морских судов, речные – из переоборудованных судов гражданских ведомств. Ударную силу флотилии составляли канонерские лодки.

Для формирования военных флотилий использовались пароходы, буксиры, баржи, катера и другие суда и плавучие средства. В зависимости от боевого назначения и вооружения все они подразделялись на канонерские лодки (переоборудованные пароходы, вооруженные 2-3 орудиями калибра 75-152 мм и несколькими пулемётами), плавучие батареи (самоходные и несамоходные баржи, вооружённые 1-2 орудиями калибра до 210 мм), сторожевые суда (обычно буксиры, вооружённые 37-102-мм орудиями и 3-4 пулемётами), посыльные и вспомогательные суда (катера, вооружённые одним малокалиберным орудием и 1-2 пулемётами). 

Военные флотилии состояли, как правило, из 3-5 дивизионов миноносцев и канлодок (по 3-4 корабля в каждом), 3-4 дивизионов сторожевых кораблей и тральщиков, сторожевых катеров и различных вспомогательных судов, а также частей (подразделений) морской пехоты (обычно десантный отряд из 400-800 человек) и авиации (воздушный дивизион). Руководство флотилиями осуществляли командующий военный совет (иногда политотдел) и штаб. Для организации связи с сухопутными войсками, тыловыми базами и кораблями штабы крупных флотилий имели в своем составе отдел службы связи (отдел и крупные корабли имели радиостанции). Личный состав комплектовался из моряков Балтийского и Черноморского флотов.

Военные флотилии являлись мощным артиллерийским средством командования в решении оперативных и боевых задач в осуществлении манёвра войсками, нередко они выполняли роль передового отряда ударных группировок сухопутных войск, наступавших вдоль побережья. Важную роль в деятельности флотилий играла гидроавиация, следовавшая в плавучих ангарах, буксировавшихся боевыми кораблями. Она выполняла задачи по разведке, дозорной службе, постановке мин. Мобильными средствами являлись десантные отряды.

Так, в мае 1919 года, когда развернулось наступление войск Восточного фронта против белогвардейских армий адмирала Колчака, активно содействовали сухопутным войскам моряки Волжской военной флотилии. К этому времени в боевом составе флотилии состояли: 21 канлодка (при этом лодки сводились в 5 дивизионов), плавучая батарея, 6 сторожевых и 10 посыльных судов, воздушный дивизион (11 гидросамолетов), воздухоплавательный отряд и десантный отряд (800 моряков).

Корабли Азовской флотилии

Искусство моряков Волжской военной флотилии в решении задач содействия войскам 2-й армии в форсировании реки Вятки проявилось в применении различных способов действий: переправа войск на широком фронте, поддержка сухопутных войск огнём корабельной артиллерии, высадка тактического десанта в тыл укреплённой позиции противника, организация обороны фланга и тыла армии от ударов кораблей колчаковской флотилии, воздействие на тыловую коммуникацию войск противника путём артиллерийского обстрела Елабуги и других  пунктов.

Кроме того, Азовская флотилия в 1920 году, содействуя Юго-Западному фронту в ликвидации врангелевского десанта на Кубани, активно использовала минные постановки. Так, в ночь на 19 августа 5 сторожевых катеров у Ахтари  поставили 100 мин типа «Рыбка», 24 августа катера флотилии поставили ещё 80 мин. На этих минах подорвались вражеские эсминцы «Жаркий», канлодка «Алтай» и транспорт «Волга».

Таким образом, созданные в годы Гражданской войны военные флотилии приобрели богатый боевой опыт. Впервые в истории военного искусства боевые действия на реках и озерах получили такой большой размах.

Габриэль Цобехия

14 июля 2016 00:00 1649
0
0