Русская Императорская армия
Главная / Служу Отечеству! / Военная история / Русская Императорская армия / Упорядочение центрального военного управления в начале XIX века
Упорядочение центрального военного управления в начале XIX века
Портрет 
Алексея Андреевича Аракчеева

Важную роль в упорядочении военной системы управления сыграли созданное в 1802 году министерство военно-сухопутных сил, позднее переименованное в военное министерство, и пересмотр существовавшего управления действующей армии. 
   
Военное министерство было создано наряду с другими министерствами взамен устаревшей формы коллегий. Военная коллегия сохранялась до 1812 года, но она была подчинена министру военно-сухопутных сил, являлась его совещательным органом. С образованием военного министерства управление армией перешло к военному министру. С 1808 года военным министром был Аракчеев, а с 1810 года – Барклай-де-Толли. Перед войной 1812 года военное министерство состояло из 7 департаментов: артиллерийского, инженерного, инспекторского, комиссариатского, провиантского и медицинского, возглавляемых директорами, общей канцелярии военного министерства, совета министра (совещательный орган) и особых установлений (военно-ученый комитет, военно-топографическое депо и особая секретная канцелярия).
   
В 1815 году был создан главный штаб его императорского величества. Начальник главного штаба возглавлял военное управление, военный министр был подчинен начальнику Главного штаба, он входил в Главный штаб как второе лицо. Идея создания Главного штаба заключалась в том, чтобы разделить строевую и хозяйственную части. Строевая часть с соответствующими департаментами вверялась начальнику штаба. Военному министру непосредственно подчинялись департаменты: комиссариатский, провиантский и медицинский и только в хозяйственном отношении департаменты артиллерийский и инженерный. Создание Главного штаба и разделение управления строевой и хозяйственной частью между двумя лицами, по существу, раздробляло управление армией. Следовательно, правильная идея была организационно закреплена неудачно, нарушив единство управления армией. В 1832 году высшее военное управление вновь было сосредоточено в военном министерстве.
     
Перед войной 1812 года улучшилась служба квартирмейстерской части – Генерального штаба, значительно повысился авторитет его офицеров, организованнее стала их подготовка. Изданное руководство к отправлению службы чиновникам (офицерам) дивизионного генерал-штаба для своего времени правильно определяло круг обязанностей офицеров квартирмейстерской части. Они должны, говорится во вступлении к Руководству, обеспечить безопасностью и противопоставить неприятелю преграды, трудные к преодолению; знать, с которой стороны и в чем состоит чувствительнейший и решительный вред, какой только можно нанести неприятелю. Офицер квартирмейстерской части, говорится далее в Руководстве, есть истинный помощник командующему генералу, он облегчает ему все затруднения и приготовляет начальные основания для его предприятий и успехов. Он должен знать образ устройства войск, их эволюции и порядок отправления службы как его фронтовой, так и внутренней части; познание устройства вождения, расположения войск, или тактики, есть главнейшая его должность.

Война 1812 года

Полное использование офицеров квартирмейстерской части по их специальному назначению становилось все более настоятельным.
     
В январе 1812 года русская армия получила Учреждение для управления большой действующей армии, составленное специальной комиссией. До этого времени управление действующей армии регулировалось Уставом воинским 1716 года. В ходе ведения войны 1812 года составленное Учреждение показало свою действенность, сыграло положительную роль.
   
Учреждение предоставляло главнокомандующему большую самостоятельность в ведении военных действий и строгое единоначалие во вверенной ему армии. Главнокомандующий большой действующей армии, говорится в Учреждении, представляет лицо императора и облекается властью его величества, он ответствен перед государем за выполнение данного ему плана «главных операций».
   
Органом управления главнокомандующего являлся Главный полевой штаб, состоявший из четырех главных управлений: управление начальника главного штаба, которое делилось на квартирмейстерскую часть во главе с генерал-квартирмейстером, и дежурство армии во главе с дежурным генералом армии; артиллерийского, инженерного и интендантского управлений. Все начальники управлений подчинялись главнокомандующему.
     
Начальник управления Главного штаба по характеру своей деятельности занимал первое место. Штабы рассматривались в Учреждении как орудия, с помощью которых приводятся в действие во всех подробностях требования главнокомандующего, корпусных и дивизионных начальников, и как орган, в котором соединяются все части полевого воинского управления. Учреждение повышало самостоятельность командиров корпусов и дивизий и предоставляло большие права их штабам.

Габриэль Цобехия
11 октября 2016 12:00 1773
0
0