Русская Императорская армия
Семёновский лейб-гвардии полк
Группа офицеров Лейб-гвардии Семёновского полка

Лейб-гвардии Семёновский полк был сформирован в 1691 году в подмосковном селе Семёновском под названием потешных семёновцев; с 1687 года они начали именоваться Семёновским полком, а с 1700 года – лейб-гвардии Семёновским.
   
В 1800 году император Павел I назвал полк лейб-гвардии Его Императорского Высочества Александра Павловича полком, но уже 14 марта 1801 года император Александр I возвратил полку прежнее наименование. 
30 ноября 1700 года в неудачной для русских битве под Нарвой полк (наряду с лейб-гвардии Преображенским) стойко оборонялся от шведов и сумел избежать разгрома. За мужество, проявленное в этой битве, все солдаты полка в 1700-1740 годах носили красные чулки (в память о том, что «в сей битве стояли они по колено в крови»). В этой битве полк потерял 17 офицеров и 454 нижних чинов. В 1702 году полк участвовал в 13-часовом штурме крепости Нотебург, за что все участники были награждены серебряными медалями. 9 октября 1708 года полк в составе корволанта русских войск участвовал в битве под Лесной. 27 июня 1709 года полк принимал участие в Полтавской битве. 
     
Следует подчеркнуть, что личный состав Семёновского лейб-гвардии полка успешно проявил себя в ходе Отечественной войны 1812 года. Все три батальона полка вошли в состав 1-й бригады Гвардейской пехотной дивизии 5-го пехотного корпуса. При выступлении в поход из Санкт-Петербурга в строю находились 51 офицер и 2147 нижних чинов. Во время Бородинского сражения полк стоял в резерве, после захвата неприятелем батареи Раевского участвовал в отражении атак французской тяжелой кавалерии на центр русской позиции (потерял 120 человек).
     
В кампанию 1813 года полк участвовал в сражениях при Лютцене, Баутцене, Кульме и Лейпциге, в кампанию 1814 года дошел до Парижа. В кампаниях 1813, 1814 годов в боевых действиях полка принимал участие прославленный офицер – Георгиевский кавалер полковник (впоследствии генерал) Сергей Васильевич Непейцын (1771-1848), потерявший ногу еще под Очаковым и воевавший на «искусственной» ноге конструкции знаменитого механика Кулибина.
     
В октябре 1820 года головная рота Семёновского полка, привязанная к прежнему командиру Я. А. Потёмкину, подала просьбу отменить введённые при Аракчееве жёсткие порядки и сменить полкового командира Шварца. Роту обманом завели в манеж, арестовали и отправили в казематы Петропавловской крепости. За неё вступился весь полк. Полк был окружён военным гарнизоном столицы, а затем в полном составе отправлен в Петропавловскую крепость. Первый батальон был предан военному суду, приговорившему зачинщиков к прогнанию сквозь строй, а остальных солдат – к ссылке в дальние гарнизоны. Другие батальоны были раскассированы по различным армейским полкам. 
     
В начале XX века, когда Россию охватили революции, в 1905 году полк был переброшен в Москву для подавления декабрьского восстания в Москве. К 16-му числу, когда семёновцы и другие прибывшие подразделения вступили в дело, в руках восставших остался один из районов города – Пресня, а также линия Московско-Казанской железной дороги до Голутвина. Для подавления мятежа вне Москвы командир Семёновского полка полковник Г. А. Мин выделил из своего полка шесть рот под командой 18 офицеров и под начальством полковника Н. К. Римана. За подавление декабрьского восстания в Москве командир Лейб-гвардии Семёновского полка Георгий Александрович Мин заслужил особую похвалу императора Николая II, был произведён в генерал-майоры и зачислен в Свиту.           

Парад полка у строящегося здания Царскосельского вокзала 
на Загородном проспекте

В 1917 году Семёновский полк объявил себя приверженцем нового строя, был переименован в «3-й Петроградский городской охраны имени Урицкого». После Октябрьской революции в охранный полк Спасского района Петрограда записалось много «буржуйских сынков» для уклонения от службы в Красной армии. Однако когда Петрограду стала угрожать опасность белогвардейского наступления, расквартированные в Петрограде части начали посылать на фронт. 3-й охранный полк был преобразован в «3-й пехотный полк 2-й Петроградской бригады особого назначения» и послан на фронт.

 28 мая 1919 года полк расположился в селе Выра, что в 6 километрах от станции Сиверской Петербурго-Варшавской железной дороги. 3-й батальон полка численностью в 600 человек был расквартирован в деревне, два других находились на передовой. Ночью, по сговору командиров батальона и белогвардейцев, в деревню вошёл белогвардейский Талабский полк, а заговорщики, возглавляемые  В. А. Зайцевым, бывшим капитаном, командиром 1-го батальона, и С. А. Самсониевским, бывшим гвардейским офицером, начали арестовывать и расстреливать всех коммунистов. Комиссар бригады А. С. Раков, забаррикадировавшись с пулемётом в одном из домов, отстреливался до тех пор, пока у него не закончились патроны, после чего застрелился. После расправы с коммунистами чины полка прошли под звуки полкового оркестра церемониальным маршем перед своими офицерами. Всего на сторону белых перешло около шестисот человек, полковой оркестр и двухорудийная батарея. 

Это был один из самых громких переходов красноармейцев на сторону белых, привлекший внимание высших руководителей советского государства. Вскоре после перехода полк был посещён командиром Северного корпуса генерал-лейтенантом А. П. Родзянко, который был приятно поражён их бодрым видом и оставил подразделению наименование Семёновского полка. По утверждению историка Ярослава Тинченко, «для советской власти Семёновский полк был самым ненавистным из всей российской императорской армии». 

В дополнение к вышеописанному переходу на сторону белых в 1905 году семёновцы участвовали в подавлении декабрьского вооруженного восстания в Москве. Среди арестованных оказались трое участников подавления московского восстания 1905 года и шестеро офицеров и унтер-офицеров, в 1919 году перешедших на сторону белых. В 20-х годах все они вернулись домой из эмиграции, но продолжали поддерживать переписку с инициатором перехода полка, проживавшим в Финляндии, капитаном Зайцевым.

Примечательно, что при разборе алтаря церкви лейб-гвардии Семёновского полка уполномоченные ОГПУ обнаружили полковое знамя, которые семёновцы хранили все эти годы. 

Габриэль Цобехия
21 июля 2016 00:00 2543
0
0