От Руси до Московии
Главная / Служу Отечеству! / Военная история / От Руси до Московии / Сражение резко изменило политическую ситуацию
Сражение резко изменило политическую ситуацию
Великий Князь Всеволод Юрьевич 
"Большое Гнездо"

Одна из крупнейших битв междоусобных войн Древней Руси произошла 21 апреля 1216 года при реке Липица. Причины конфликта заключались в том, что  князь Всеволод Большое Гнездо за провинности отказал в наследстве старшему сыну Константину Ростовскому и передал Владимирский стол младшему сыну Юрию Всеволодовичу. 
   
С таким решением отца был не согласен и даже чувствовал себя оскорбленным Константин. После смерти отца он не явился на похороны,  более того, он начал войну с Юрием и другим младшим братом – Ярославом. В 1216 году Константин в союзе с Мстиславом Удалым, новгородцами, смолянами, псковичами и киевлянами пошел войной на Юрия и Ярослава. 
     
Так началась настоящая братоубийственная война. Как писал летописец, «страшное было чудо и дивное, братья: пошли сыновья на отца, отцы на детей, брат на брата, рабы на господина, а господин на рабов».
     
19 апреля 1216 года Юрий послал врагам формальное предложение сразиться у Липиц. Константин прибыл к Мстиславу и Владимиру на совещание. Обсуждение было долгим. В конце концов вызов решили принять. Своим вызовом к битве Юрий достигал двойного эффекта. Во-первых, решительность владимирского князя поднимала дух колеблющихся сторонников. Во-вторых, он спровоцировал противника на движение к Юрьевой горе, а сам укрепился на господствующей позиции. С Авдовой горы Юрий мог свободно наблюдать за действиями врага. В случае атаки армия Юрия имела преимущество позиции. Кроме высоты ему помогали заросли, прикрывавшие подходы с юга. Их дополнительно укрепили кольями и плетенью. Если Ростиславичи и Константин попытались бы уйти на глазах у противника, то они морально бы признали свое поражение. Кроме того, суздальцы легко заметили бы отход и могли ударить по тылам уходящей армии. Юрий явно надеялся пересидеть противника на удобной позиции. 
   
Противники Юрия попытались выманить его на равнину. Три их посла предложили владимирскому князю альтернативу. Либо сам Юрий отойдет на ровное место, либо Ростиславичи и Константин передвинутся назад, к Липице, а суздальцы займут место их стана. Юрий не собирался играть в рыцарские поединки и ответил отказом.
       
Сохранились две версии о боевом порядке построения войск. По краткому сообщению Новгородской первой летописи, Мстислав и новгородцы сражались с полком Ярослава, а Юрий стоял против Константина. По летописям 15-16 веков, Владимир Смоленский поставил свои полки с краю. Ему противостоял Ярослав со своими войсками, муромцами, городчанами и бродниками. Далее находился Мстислав с новгородцами. Против них расположился Юрий «со всею землею Суздальскою». На втором фланге друг против друга находились Константин с ростовцами и воины младших братьев Юрия. Сообщается также, что у Юрия было 13 стягов, 60 труб и бубнов, а у Ярослава –  17 стягов, 40 труб и бубнов. Стяг (знамя) соответствует подразделению. Летописцы не уточняют, с какого фланга начинается описание построения. Вероятно, они сами этого не знали. Тем не менее, можно сделать некоторые предположения. Известно, что после битвы побежденные бежали сначала на юго-запад, в сторону Юрьева. Это указывает на то, что смоляне занимали правый фланг, так как решающую роль в поражении Юрия сыграла атака смолян и новгородцев, опрокинувших одно крыло противника.

Вступление Мстислава Удатного в бой. Миниатюра из Лицевого летописного свода XVI века

Необходимо сказать, что в древности и средневековье существенным методом морального воздействия на армию являлись речи, произносимые полководцами перед воинами или их частью до начала сражения. 21 апреля 1216 года эти напутствия были вдвойне необходимы Ростиславичам и Константину. От храбрости их соратников зависел успех атаки против врага, занимавшего более удачную позицию. Мстислав и Владимир Рюрикович выступили перед новгородцами и смолянами. Летописцы приводят речь новгородского князя. Ее детали могли быть сочинены самими летописцами, но общий смысл вполне подходит для данной ситуации. Мстислав напоминал новгородцам, что они находятся во враждебной, могущественной земле и должны храбро сражаться, уповая на Бога и забыв о домах и семьях. Мстислав предложил новгородским ополченцам выбирать, сражаться пешими или конными. Новгородцы поголовно спешились и разулись. Молодые смоляне последовали их примеру, остальных Владимир Смоленский послал за пехотой верхом под предводительством Ивора Михайловича. Тяжеловооруженные конные дружины князей двигались сзади. Мстислав был рад выбору новгородцев. С чисто военной точки зрения пехотинцам было удобнее двигаться вверх по скользкому от дождей склону. У Ярослава и, вероятно, у Юрия впереди стояла пехота. Вполне логично было использовать против нее пехоту, а не терять лошадей и людей отборных дружин. Не менее важным являлись и другие мотивы. Ополченцы часто психологически неустойчивы в бою, а всаднику легче поддаться искушению бегства. Пехотинцу же трудно уйти от преследования конницы, что дает дополнительные стимулы для сопротивления. 
   
В сражении на реке Липице 21 апреля 1216 года Юрий и Ярослав потерпели поражение, хотя накануне суздальцы хвастались, смотря на босоногую новгородскую рать: «Да мы их седлами закидаем!» Дело в том, что новгородцы шли в бой пешими, да к тому же полуобнаженными, скинув лишнюю одежду и обувь. Перед боем они восклицали: «Забудем, братья, дома, жен и детей!» Все это напоминало атаку скандинавских рыцарей – берсерков, которые также шли в бой обнаженными и босыми, опьяненные особым наркотическим настоем, притуплявшим страх и боль. Неизвестно, благодаря этому или чему-то другому, но победа новгородцев оказалась полной.
     
Сражение резко изменило политическую ситуацию на северо-востоке Руси. Попытки Юрия организовать оборону во Владимире натолкнулись на решительный отказ со стороны населения города. В воскресенье, 24 апреля, победители подошли к Владимиру, а во вторник, 26 апреля, Юрий выехал из ворот и покорился старшему брату. Константин был признан великим князем Владимирским. Юрию он оставил Радилов Городок (Городец) на Волге. В пятницу 4-й недели после Пасхи, 29 апреля, Константин и его союзники направились в сторону Переяславля, где засел Ярослав. Тот также не смог защищаться и во вторник последовал примеру Юрия. Междоусобица на севере Руси завершилась. Константин был владимирским князем до своей смерти в 1218 году. Новгород на некоторое время обособился от Владимиро-Суздальской Руси, а смоленский княжеский род на несколько лет укрепил свои лидирующие позиции на Руси.

Габриэль Цобехия
13 октября 2016 00:00 1311
0
0