От Руси до Московии
Главная / Служу Отечеству! / Военная история / От Руси до Московии / Стратегически успех был достигнут 
Стратегически успех был достигнут 
Ярослав Всеволодович

Зимой 1226 года князь Ярослав Всеволодович, отбив очередной набег еми (тавастов) на новгородские земли в Финляндии, стал готовиться к великому и небывалому делу. Он замыслил большой поход в южную часть Финляндии на Емь, где не бывал еще ни один из русских князей.
     
Захват немцами Северной Эстонии создал постоянную угрозу вражеского нападения южнее Финского залива, на западных рубежах Новгородской земли. Набеги и мелкие столкновения на ливонской границе носили постоянный характер. К тому же шведы, недовольные тем, что их вытеснили из раздела прибалтийских земель, вновь активизировались.
     
Шведские миссионеры неустанно старались подчинить своему политическому влиянию и настроить против русских правящую верхушку еми, подрывая влияние и авторитет Руси. Эти усилия не пропали даром – к середине 20-х годов значительные территории земель еми начинают считать себя полностью независимыми от Новгорода. Это был серьезный удар по новгородскому престижу. К тому же и папство теперь всерьез стало относить и Финляндию, и Карелию к сфере интересов крестоносцев и рассматривать их как свои земли.
     
Возглавлявший новгородскую внешнюю политику князь Ярослав Всеволодович хорошо понимал, какую опасность представляет отмежевание еми на этот раз. Поэтому он решил прибегнуть к самым решительным мерам, чтобы восстановить зависимость данных областей от Новгорода.
     
Маршрут похода был избран довольно грамотно. Князь Ярослав, не вступая в прямое столкновение с Ливонским орденом, отсекал все его поползновения претендовать на территорию Финляндии. Вдобавок удар наносился конкретно по еми, пытавшейся избавиться от русского влияния и поменять его на шведское. Соседние племена и народы, дружественные Новгороду и враждебные тавастам, не страдали.
     
Возможно, на первый взгляд покажется, что емь была не так сильна, чтобы дать отпор княжеской дружине, но недооценивать ее и считать откровенно слабым противником нельзя. Совсем скоро, в 1237 году, папе Григорию XI те же тавасты представятся большим и воинственным народом.
     
В 1227 году, собрав дружину, князь Ярослав усилил ее новгородцами и вышел в поход. Про сам поход известно лишь то, что князь Ярослав самолично встал во главе войска и двинулся с ратью в далекие и неведомые земли еми. Перейдя по льду Финский залив, князь со своей дружиной стремительно прошел карательным рейдом через всю территорию еми, дойдя до самых отдаленных местностей, где никогда еще не видели русских воинов.

Ярослав Всеволодович 
(фреска церкви Спаса Нередицы)

Емь была сурово наказана. Новгородцы убивали, грабили и пленили тавастов. Судя по сведениям летописи, Ярославом было захвачено столько пленных, что он вынужден был многих освободить, а иных убивать.
     
Новгородский князь без всякого насилия со своей стороны крестил практически все племена карел, соседей еми. Вероятно, повоевать емь и крестить племена карел князю Ярославу удалось за один поход. В первый и единственный раз русским князям пришлось прибегнуть к единовременному крещению населения зависимой территории. Карелия присягнула на верность именно князю, от которого и согласилась принять веру. Таким действием Ярослав Всеволодович закреплял за Новгородом огромные земли с далеко идущей целью включить их в свое пользование.
   
До самой смерти Ярослава карелы выступают как верные новгородские подданные, неоднократно участвуя вместе с новгородцами в борьбе против шведов и немцев. Таким образом, первый шаг по возвращению прибалтийских территорий был сделан.
   
Ярослав добился большого стратегического успеха, однако покорить емь и восстановить политическую зависимость земли ее от Новгорода ему не удалось. Значительная часть тавастов к этому времени уже приняла католичество и вошла в сферу влияния шведов. Прямой конфликт с ними Новгороду пока был не нужен.
     
По возвращении домой Ярослав Всеволодович мог покрасоваться перед новгородцами хорошей добычей и продемонстрировать им толпы диких язычников из таких далеких областей, куда ни один русский князь еще не хаживал.
   
Поход Ярослава Всеволодовича вызвал жалобу епископа Финляндии англичанина Томаса в 1229 году. А это уже был прямой призыв к агрессии и объявлению Руси врагом католичества. Но князь уже сумел добиться главного – закрепления за Русью западных областей Карелии, прилегающих к земле еми, чтобы оградить эти области от проникновения шведского влияния.

   Габриэль Цобехия
08 августа 2016 00:00 1363
0
0