Даты военной истории
Главная / Служу Отечеству! / Календарь памятных дат / Даты военной истории / В 1948 году совершил первый полет первый советский серийный вертолет Ми-1
В 1948 году совершил первый полет первый советский серийный вертолет Ми-1

Вертолет Ми-1

В СССР интерес к вертолетам начали проявлять из-за успехов германского вертолетостроения и наличия вертолетной техники у США. Разработка отечественного вертолёта началась в 1947 году под руководством Михаила Леонтьевича Миля, который предложил проект легкого многоцелевого вертолёта, пригодного как для военного, так и для гражданского применения. На авиационном заводе в Киеве было построено три опытных вертолета: первый полет первого опытного вертолета состоялся 28 сентября 1948 года. Полёт вертолета осуществил
летчик-испытатель Байкалов.

21 февраля 1950 года было принято постановление Совета Министров СССР о начале серийного производства вертолёта Ми-1. Серийное производство началось в 1950 году на Московском вертолётном заводе, а затем большой серией с 1952 года в Казани,
что положило начало крупносерийному производству вертолётов в нашей стране.
В 1954 году вертолёты Ми-1 стали производиться в Оренбурге и с 1958 года - в Ростове. В 1957 году началось производство вертолётов Ми-1 по лицензии в Польше. Всего
в 1950-1960 годах было построено более 2 500 вертолётов, кроме того, 300 вертолётов было произведено в 1957-1960 годах по лицензии в Польше. 

Во второй половине 1950-х годов за рубежом стали появляться вооружённые боевые вертолёты. В Советском Союзе такие машины стали разрабатывать в 1958 году на базе Ми-1МУ. По бокам этого вертолёта на кронштейнах закрепили две кассеты с 12 турбореактивными снарядами ТРС-132. В следующем году появились модификации, оснащённые пулемётами Никитина или Калашникова, 100-килограммовыми бомбами,
а также первый в стране вертолёт, вооружённый противотанковой установкой «Фаланга» с двумя или четырьмя управляемыми ракетами. 

В 1961-1962 годах противотанковая модификация Ми-1МУ, вооружённая четырьмя ПТУР 3М11 комплекса «Фаланга», успешно прошла государственные испытания и была предложена к принятию на службы, но ввиду отсутствия у командования Вооружённых Сил позиции по использованию подобных вертолётов в серию эта модификация не пошла. Появившиеся через три года варианты Ми-1МУ, вооружённые ПТУР «Фаланга» (4 ракеты 9М17) или «Малютка» (6 ракет 9М14), не были приняты на вооружения из-за завершения серийного выпуска Ми-1. Остались невыполненными и варианты вооружения вертолёта крупнокалиберными авиапулемётами в боковых подвесных контейнерах.

В середине 1950-х годов в ВМС СССР были попытки использовать Ми-1 как противолодочный вертолёт, однако мощность силовой установки АИ-26В оказалась недостаточной для перевозки поискового и бомбового оборудования. Созданный 
в ОКБ проект вертолёта палубного базирования на базе Ми-1, оборудованного складывающимися лопастями и хвостовой балкой так и не был реализован. В 1957 году испытывался модернизированный вариант Ми-1Т - военный укладчик телефонных линий связи. На его борта навешивались контейнеры с бухтами телефонного провода, которые позволяли проложить в одном полёте линию связи длиной 13 километров.

По своим лётно-техническим характеристикам вертолёт Ми-1 примерно соответствовал к известному американскому вертолёту Sikorsky S-51, созданному
в 1946 году. Однако, в отличие от этого вертолета, строившегося непродолжительное время небольшой серией, вертолеты Ми-1 получили широчайшее практическое использование в вооруженных силах и народном хозяйстве СССР, а также в следующих странах: Афганистан, Албания, Алжир, Болгария, КНР, Куба, ГДР, Египет, Финляндия, Венгрия, Ирак, Монголия, КНДР, Польша, Румыния, Сирия.

Армейские вертолёты Ми-1В активно применялись в Китае для борьбы
с вооружёнными отрядами чанкайшистов и в других операциях полицейского характера. Египтяне и сирийцы применяли этот вертолёт в конфликтах с Израилем, использовался он и в гражданской войне в Северном Йемене. В Ираке Ми-1 был применён для подавления курдских мятежей. На Кубе Ми-1 использовали для ликвидации отрядов вооружённой оппозиции.

С появлением более совершенных вертолетов Ми-2 и Ка-26 вертолеты типа Ми-1 стали постепенно сниматься с эксплуатации. Последний Ми-1 в СССР был официально списан в 1983 году. В настоящее время в России в летном состоянии находится всего один Ми-1М.
28 сентября 2015 00:00 903
0
0